г. Москва |
|
09 апреля 2015 г. |
Дело N А40-63384/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.
судей: Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя-Островской Г.В. по дов. от 04.04.2014,
от заинтересованного лица-Помогаевой О.В. по дов. от 30,12.2014 N 26024/2014,
от третьих лиц- от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился, извещен,
от Правительства Москвы - Шестериковой А.В. по дов. от 02.06.2014 N 4-47-509/4,
от Департамента городского имущества города Москвы - Шестериковой А.В. по дов. от 30.12.2014 N 33-Д-879/14,
от Национального Совета по оценочной деятельности - не явился, извещен, рассмотрев 02 апреля 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на постановление от 29 декабря 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Захаровым С.Л., Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б.,
по делу N А40-63384/14
по заявлению закрытого акционерного общества "Рольф Эстейт" (ОГРН 1027739015226)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительство Москвы; Департамент городского имущества города Москвы; Национальный Совет по оценочной деятельности
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Рольф Эстейт" (далее - ЗАО "Рольф Эстейт", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании Приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481 в городе Москве при территориальном органе в городе Москве от 28.03.2014 N 51-208/2014 и обязании в течение 30 дней с даты вступления решения суда в силу вынести решение об установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:06:0003015:16 кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости 74 600 000 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:06:0003015:10 кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости 316 500 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"; Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы; Национальный Совет по оценочной деятельности
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 сентября 2014 года в удовлетворении требований было отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2014 года (с учетом определения от 26.12.2014 об исправлении опечатки) решение суда отменено, требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых просят его отменить как незаконное и необоснованное и оставить в силе решение суда от 12 сентября 2014 года.
Третьи лица - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Национальный Совет по оценочной деятельности, извещенные о слушании кассационных жалоб в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационные жалобы без участия указанных лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда и отзывов на кассационные жалобы не поступило.
В судебном заседании представители заявителей поддержали доводы кассационных жалоб по изложенным в них основаниям, представитель общества просил жалобу отклонить, считая обжалованное постановление соответствующими требованиям законодательства и представленным в дело доказательствам.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене постановления суда.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ЗАО "Рольф Эстейт" на основании договора аренды N М-06-51067 от 22.03.2011 пользует земельный участок с кадастровым номером 77:06:0003015:16, расположенный по адресу: г.Москва, ул. Обручева, 5Л. 27-А, с разрешенным использованием "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли и бытового обслуживания (1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (1.2.7); земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3)", площадью 2389 кв. м, кадастровой стоимостью 159 890 466,42 рублей.
На основании договора аренды N М-06-010820 от 12.02.1998 общество пользуется земельным участком с кадастровым номером 77:06:0003015:10, расположенным по адресу: г.Москва, ул. Обручева, вл. 27А, с разрешенным использованием "размещения и последующей эксплуатации станции технического обслуживания автомобилей "Мицубиси" с автосалоном, офисами и подземным гаражом-стоянкой", площадью 10129 кв. м, кадастровой стоимостью 668 056 169,20 рублей.
Не согласившись с размером кадастровой стоимости, общество провело оценку рыночной стоимости земельных участков. Так, в соответствии с отчетом об оценке от 27.01.2014 N 208/2013/1, подготовленным ООО "АФК-Аудит", рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:06:0003015:16 и 77:06:0003015:10, определенная по состоянию на 01.01.2013, составила соответственно 74 600 000 рублей и 316 500 000 рублей.
05.03.2014 общество на основании статьи 24.19 Федерального закона от 19.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением N19636/2014 о пересмотре кадастровой стоимости указанных земельных участков в соответствии с их рыночной стоимостью, так как кадастровая стоимость указанных участков значительно превышает их рыночную стоимость.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности", подлежит определению на дату установления кадастровой стоимости. При этом Президиум исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности" от 29.07.1998 N 135-ФЗ прямо предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости (в редакции Закона на дату обращения общества в Комиссию) могли быть оспорены как в суде, так и в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности заявителя.
Решением от 28.03.2014 N 51-208/2014 Управление Росреестра по Москве отклонило заявление ЗАО "Рольф Эстейт", при этом указав на то, что представленный обществом отчет и положительное экспертное заключение соответствуют требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Полагая, что данное решение не соответствует закону, а также нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось с заявлением в суд.
Оценив представленный обществом отчет на предмет его соответствия требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности", Приказу Минэкономразвития России от 04 июля 2011 года N 328 об утверждении федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)", учитывая правовые подходы, изложенные в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2005 года N92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", наличие положительного экспертного заключения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве не имелось оснований для отказа в пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:06:0003015:16 и 77:06:0003015:10.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда о применении норм права соответствуют установленным им обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
В свою очередь у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов суда и учета доводов кассационных жалоб, направленных на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела.
Довод Управления Росреестра по Москве о неактуальности результатов кадастровой оценки земель на дату обжалуемого судебного акта ввиду принятия Правительством Москвы постановления от 21.11.2014 N 687-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель города Москвы" по состоянию на 01.01.2014 судебной коллегией отклоняется, поскольку в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности" от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2014 года по делу N А40-63384/14 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.