город Москва |
|
10 апреля 2015 г. |
Дело N А40-59096/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кобылянского В.В.,
судей Зверевой Е.А., Петровой В.В.,
при участии в заседании:
от истца: Государственного казенного учреждения города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северо-Западного административного округа города Москвы" - Апухтина Е.В. по дов. от 03.02.2015,
от ответчика: открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" - Хамидуллина Н.Р. по дов. от 11.11.2014,
рассмотрев 07 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго"
на решение от 10 октября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Яниной Е.Н.,
и постановление от 25 декабря 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Юрковой Н.В., Баниным И.Н., Сазоновой Е.А.,
по иску Государственного казенного учреждения города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северо-Западного административного округа города Москвы"
к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Мосэнерго"
о взыскании 26 570 562,88 руб. излишне полученных сумм бюджетных субсидий,
УСТАНОВИЛ: Государственное казенное учреждение города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северо-Западного административного округа города Москвы" (далее - истец, Дирекция) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Мосэнерго" (далее - ответчик, ОАО "Мосэнерго") с иском о взыскании 26 570 562,88 руб. излишне полученных сумм бюджетных субсидий, предоставленных в целях недополученных доходов в связи с применением государственных цен (тарифов).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 октября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2014 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "Мосэнерго" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и, не направляя дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушение и неправильное применение судами норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В обоснование приведенных в кассационной жалобе доводов ответчик указывает, что между истцом и ответчиком заключен договор от 25.06.2013 N 08-13-Т о предоставлении субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающей организации в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения. Во исполнение требований договора за 2013 год ответчик направил в адрес истца документы, предусмотренные договором для получения субсидий - акты приема-передачи теплоэнергии в горячей воде, акты-расчеты сумм субсидий в отношении организаций, в управлении которых находятся многоквартирные дома, расположенные на территории Северо-Западного административного округа города Москвы. Оплата произведена в рамках исполнения договора, в связи с чем, отсутствуют основания для ее возврата со стороны ответчика.
В отзыве на кассационную жалобу Дирекция указывает, что субсидии энергоснабжающим организациям на покрытие убытков, связанных с применением тарифов группы население предусмотрены Постановлением Правительства Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП. Субсидии предоставляются в заявительном порядке и с обязательным условием соблюдения порядка их предоставления. Истцом во исполнение условий договора ответчику было перечислено из бюджетных субсидий на возмещение разницы в тарифах за период с января по август 2013 года в сумме 26 570 562,88 руб. Письмом от 14.01.2014 истец просил ответчика возвратить излишне полученные бюджетные субсидии в связи с нецелевым использованием, поскольку в договоре и представленных актах сдачи-приемки тепловой энергии отсутствует указание, что тепловая энергия поставляется для бытовых нужд населения в целях отопления.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержала доводы и требования кассационной жалобы, представитель истца возражала против доводов жалобы, указывая на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, между истцом (Дирекция) и ответчиком (ОАО "Мосэнерго") заключен договор от 25.06.2013 N 08/13-Т "О предоставлении субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения".
Ответчиком представлены акты-расчеты сумм субсидий за 2013 год на фактический отпуск тепловой энергии по разнице в тарифах между тарифом, установленном Постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы от 21.12.2012 N 382, на тепловую энергию для потребителей ОАО "МОЭК", подключенных к тепловой сети без дополнительного преобразования тепловой энергии на тепловых пунктах, и тарифом на тепловую энергию, установленным Правительством города Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП для нужд населения на производство и передачу тепловой энергии.
Истцом во исполнение условий договора ответчику были перечислены бюджетные субсидии на возмещение разницы в тарифах за период с января по август 2013 года в размере 26 570 562,88 руб.
Письмом от 14.01.2014 N 16-02-037/4 Дирекция уведомила ответчика о возврате излишне полученных бюджетных субсидий в связи с несоответствием представленных актов требованиям Постановления Правительства Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП.
Неисполнение ответчиком обязанности по возврату излишне полученных бюджетных субсидий послужило основанием для обращения Дирекции в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что оплаченные Дирекцией в адрес ОАО "Мосэнерго" денежные средства подлежат возврату в связи с нецелевым перечислением, поскольку как в договоре, так и в представленных ответчиком актах сдачи-приемки тепловой энергии отсутствует указание, что тепловая энергия поставляется для бытовых нужд населения в целях отопления.
Кассационная коллегия соглашается с выводами судов об удовлетворении иска ввиду следующего.
В соответствии с положениями Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию должны соблюдаться принципы обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии, учета экономически обоснованных затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии.
Согласно статье 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию должны соблюдаться принципы обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы от 21.12.2012 N 382 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "Мосэнерго" на 2013 год" установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО "Мосэнерго" согласно приложениям 1 (тарифы, действующие в период с 1 января по 30 июня 2013 года) и 2 (тарифы, действующие с 1 июля 2013 года).
Для возмещения ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов, возникающих в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при поставке товаров (оказании услуг) населению, Правительство города Москвы Постановлением от 31.10.2012 N 602-ПП утвердило Порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на горячую воду, поставляемую для бытовых нужд населения (для получения субсидии необходим заключенный с управляющей компанией договор на поставку горячей воды), и Порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления (субсидирование тепловой энергии осуществляется отдельно только в отношении отопления).
Законом города Москвы от 21.11.2012 N 59 "О бюджете города Москвы на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субсидий на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных тарифов при продаже товаров (работ, услуг) населению.
Согласно пункту 1.2 Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления, утвержденного Постановлением Правительства города Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП, на государственные казенные учреждения города Москвы дирекции жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства административных округов возложены функции получателей бюджетных средств, предназначенных для возмещения расходов теплоснабжающим организациям в связи с применением последними государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, используемую для бытовых нужд населения, и полномочия распоряжения указанными бюджетными средствами (пункт 3.9).
Префектуры административных округов города Москвы являются главными распорядителями бюджетных средств по жилищному фонду, находящемуся на территории соответствующего административного округа города Москвы (пункт 1.3).
На территории Северо-Западного административного округа города Москвы ГКУ "Дирекция заказчика ЖКХиБ СЗАО" является уполномоченной организацией, которая в целях покрытия убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения, предоставляет теплоснабжающим организациям субсидии, в том числе и ответчику.
На Дирекцию возложены функции получателя бюджетных средств по статье бюджета города Москвы "Возмещение ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов в связи с применением государственных цен (тарифов) при поставке товаров (оказании услуг) населению в целях отопления", "Возмещение ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов в связи с применением государственных цен (тарифов) при поставке горячей воды для бытовых нужд населения", направляемых ресурсоснабжающим организациям на покрытие межтарифной разницы.
Пунктом 3.7 Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы установлено, что сумма субсидии из бюджета города Москвы определяется как разница между стоимостью фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населения в целях отопления, исчисленной по тарифу, утвержденному постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы для теплоснабжающей организации, и ее стоимостью, исчисленной по тарифам на тепловую энергию для нужд населения, установленным правовым актом Правительства Москвы.
Стоимость рассчитывается как произведение фактически поставленного объема тепловой энергии для бытовых нужд населения на тарифы без НДС, утвержденные в установленном порядке Региональной энергетической комиссией города Москвы и Правительством Москвы, действующих на момент поставки тепловой энергии. При этом объем фактически поставленной тепловой энергии рассчитывается на основании актов, подписанных организацией, выполняющей функции управления многоквартирными домами и получателем субсидий в рамках заключенных между ними договоров поставки тепловой энергии.
Исходя из положений Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы, основанием для получения субсидий теплоснабжающей организацией является (пункт 2.8): наличие заключенных договоров на поставку ресурсов, заключенных с организациями, осуществляющими функции управления многоквартирным домом и претендентом на получение субсидий; наличие тарифа, утвержденного Региональной энергетической комиссией города Москвы для претендента на получение субсидий; отсутствие проведения в отношении претендента на получение субсидии процедуры ликвидации или несостоятельности (банкротства).
Таким образом, выплата субсидий поставлена в зависимость от факта оказания ресурсоснабжающей организацией услуг, по тарифам, установленным Правительством Москвы, которые ниже фактических затрат ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 3.6.1 Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы одним из условий предоставления субсидий является наличие актов о фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населения в целях отопления, подписанных организацией, выполняющей функции управления многоквартирным домом, и получателем субсидии в рамках заключенного между ними договора поставки тепловой энергии.
Таким образом, предоставление бюджетных субсидий осуществляется на основании договора о предоставлении бюджетных субсидий, заключаемого между ГКУ "Дирекция ЖКХиБ СЗАО" и ресурсоснабжающей организацией в порядке и на условиях, установленных Правительством города Москвы.
Судами установлено, что между ОАО "Мосэнерго" (энергоснабжающая/теплоснабжающая организация) и организациями, в управлении которых находятся многоквартирные дома, расположенные на территории Северо-Западного административного округа города Москвы, заключены договоры энергоснабжения/теплоснабжения, предметом которых является поставка тепловой энергии для бытовых нужд населения.
Во исполнение договоров теплоснабжения за спорный период (январь-август 2013 года) управляющим компаниям для бытовых нужд населении ОАО "Мосэнерго" была отпущена тепловая энергия с применением льготных тарифов на тепловую энергию, установленных Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год" (Приложения N 15 и N 17).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП разница в тарифах на тепловую энергию, установленных для ресурсоснабжающих организаций соответствующими постановлениями РЭК города Москвы, и льготных тарифах, возмещается за счет средств бюджета города Москвы.
Суды установили, что в соответствии с договорами теплоснабжения, заключенными с управляющими организациями, ОАО "Мосэнерго" продает им тепловую энергию, но не участвует в производстве и поставке коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению, поскольку оборудование для их производства находится за пределами границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности теплоснабжающей организации (приложения N 5 к договорам теплоснабжения), что обусловлено тем обстоятельством, что тепловые пункты ля производства указанных коммунальных услуг находятся в ведении управляющих организаций, в связи с чем, не представляется возможным произвести раздельный учет и актировать тепловую энергию, которая используется для приготовления горячей воды и отопления.
Отсутствие у ОАО "Мосэнерго" возможности производства горячей воды не позволяет применять тариф на горячую воду при существующих договорных отношениях.
Согласно пункту 7 Приказа Минрегиона России от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2012 N ВАС-534/12 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 47, 48, 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 520, по заявлению ОАО "ТГК-2", тариф на горячую воду устанавливается только для тех регулируемых организаций, которые, во-первых, осуществляют "непосредственное производство горячей воды" и, во-вторых "оказывают услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения".
Поскольку ОАО "Мосэнерго" не осуществляет непосредственное производство горячей воды и не оказывает услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения, соответственно, лишено возможности компенсации выпадающих доходов при применении льготных тарифов на тепловую энергию и несет потери, вызванные межтарифной разницей.
Согласно пункту 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, применение льготных тарифов на тепловую энергию допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, в котором указаны потребители, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, к числу потребителей которых относится население.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 1 и 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Судам необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Таким образом, обязанность по возмещению межтарифной разницы за тепловую энергию за спорный период лежит на субъекте Российской Федерации - городе Москве, уполномоченным органом которого установлен льготный тариф, но не установлен порядок его компенсации при схеме теплоснабжения, когда тепловые пункты не находятся в ведении теплоснабжающей организации, а приготовление коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления осуществляется управляющими компаниями.
При таких обстоятельствах, порядок возмещения разницы при применении льготных тарифов на тепловую энергию для бытовых нужд населения при вышеуказанной договорной схеме отсутствует, несмотря на то, что город Москва как субъект Российской Федерации, устанавливая тарифы на тепловую энергию для населения на уровне ниже экономически обоснованных, взяла на себя обязательства по возмещению указанной разницы.
Установив, что полученная Дирекцией субсидия имеет целевой характер и направлена на компенсацию выпадающих доходов, а ОАО "Мосэнерго" полученные денежные средства использовало не по целевому назначению, поскольку как в договоре, так и в представленных актах сдачи-приемки тепловой энергии отсутствует указание, что тепловая энергия поставляется для бытовых нужд населения в целях отопления, суды пришли к правильному выводу о том, что ответчиком излишне получена субсидия в размере 26 570 562,88 руб., которая подлежит возврату.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц. Окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявлены без учета выводов судов, не опровергают их, а повторяют доводы, которые являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с выводами судов, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
Переоценка исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судами обеих инстанций были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 октября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2014 года по делу N А40-59096/14 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кобылянский |
Судьи |
Е.А. Зверева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.