г. Москва |
|
10 апреля 2015 г. |
Дело N А41-43732/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Центрнефтепродукт" - Трубичкин М.В. - дов. от 16.02.2015 N 150216004
от ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
от третьих лиц - 1) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
2) Министерства имущественных отношений Московской области - Васильев С.А. - дов. от 30.12.2014 N 494
3) администрации городского округа "Химки" Московской области - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 07 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области
на решение от 23 сентября 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Уваровым А.О.,
на постановление от 24 декабря 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мищенко Е.А., Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-43732/14
по иску общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Центрнефтепродукт" (ОГРН 1027700000679)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области; администрация городского округа "Химки" Московской области
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Центрнефтепродукт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) в лице филиала по Московской области со следующими требованиями:
- признать несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельного участка площадью 10 700 кв.м с кадастровым номером 50:10:0020803:16, относящегося к категории земель промышленности, имеющего вид разрешенного использования "для строительства и эксплуатации АЗС, придорожного сервиса и автостоянки", местоположение которого установлено относительно ориентира по адресу: Московская обл., Химкинский р-н, в районе д. Клязьма, равную 65 029 678 руб.;
- обязать Кадастровую палату в лице филиала по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка;
- обязать Кадастровую палату в лице филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость названного земельного участка, равную 28 700 000 руб. и определенную по состоянию на 01.01.2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Министерство) и администрация городского округа "Химки" Московской области.
Решением от 23.09.2014, оставленным без изменения постановлением от 24.12.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 23.09.2014 и постановление от 24.12.2014 и отказать в иске.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании договора от 19.07.2000 N 148, заключенного с администрацией Химкинского района Московской области, является арендатором земельного участка площадью 10 700 кв.м с кадастровым номером 50:10:0020803:16, относящегося к категории земель промышленности, имеющего вид разрешенного использования "для строительства и эксплуатации АЗС, придорожного сервиса и автостоянки", местоположение которого установлено относительно ориентира по адресу: Московская обл., Химкинский р-н, в районе д. Клязьма.
Постановлением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 567-РМ (далее - Постановление N 567-РМ) утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земельных участков, категория которых не установлена на территории Московской области, вступившие в силу с 01.01.2014.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 567-РМ, определена по состоянию на 01.01.2013.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020803:16 установлена в размере 65 029 678 руб.
В соответствии с отчетом от 30.05.2014 N 3225 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненным по заказу истца закрытым акционерным обществом "Агентство "Русспромоценка", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 28 700 000 руб.
Согласно положительному экспертному заключению от 18.06.2014 N Э14-0602-01-18, выполненному некоммерческим партнерством по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка", отчет от 30.05.2014 N 3225 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Общество обратилось с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость названного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что привело к необоснованному увеличению подлежащей уплате истцом арендной платы, размер которой зависит от кадастровой стоимости, и что эта стоимость должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в размере рыночной стоимости.
Суды обеих инстанций, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Общество, не оспаривая достоверность сведений о кадастровой стоимости арендуемого участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании Постановления N 567-РМ в 2014 году, просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной по состоянию на 01.01.2013 с целью откорректировать свои обязательства по арендным платежам, размер которых установлен в процентном соотношении от кадастровой стоимости.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 того же Кодекса обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истец в обоснование своих требований представил суду отчет от 30.05.2014 N 3225 об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка. Соответствие данного отчета требованиям Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением от 18.06.2014 N Э14-0602-01-18, выполненным некоммерческим партнерством по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка".
Суды, исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ указанные отчет и экспертное заключение, не нашли оснований не доверять сведениям, приведенным в этих документах. При этом ни Кадастровая палата, ни Министерство, не представили доказательств недостоверности сведений, приведенных в отчете и экспертном заключении, а также того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной.
С учетом фактических обстоятельств настоящего дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом от 30.05.2014 N 3225.
Довод кассационной жалобы о том, что арендатор земельного участка не вправе обращаться за проведением оценки арендуемого им имущества, отклоняется судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 6 Закона N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Согласно статье 24.18 Закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у Общества права аренды земельного участка, размер арендной платы за пользование которым установлен в процентном соотношении от кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 сентября 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2014 года по делу N А41-43732/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.