г. Москва |
|
24 декабря 2014 г. |
Дело N А41-43732/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Канашиной О.С.,
при участии в заседании:
от ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" - Кокушев Н.А., представитель по доверенности 01.02.2014 N 14020127,
от Министерства имущественных отношений Московской области - Васильев С.А., представитель по доверенности от 06.05.2014 N 15,
от Управления Росреестра по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от администрации городского округа Химки - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу филиала ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области на решение арбитражного суда Московской области от 23.09.2014 по делу N А41-43732/14, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" к филиалу ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, администрация городского округа Химки, об установлении кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (далее - заявитель, общество, ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области (далее - кадастровая палата, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области), в котором просит суд:
1. Признать несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020803:0016 в размере 65 029 678 рублей.
2. Обязать ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020803:0016.
3. Обязать ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020803:0016 в размере равном его рыночной стоимости, определенном по состоянию на 01.01.2013 - 28 700 000 рублей.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Управление Росреестра по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, администрация городского округа Химки.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.09.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебное заседание не явились представители ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управления Росреестра по Московской области, администрация городского округа Химки, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебном заседании представитель заявителя против доводов ответчика возражал, ссылаясь на законность решения арбитражного суда первой инстанции и необоснованность апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом истцу в соответствии с соглашением N А-Х-ЗУ-12/2011 от 12.12.2011 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 148 от 19.07.2000, на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:10:0020803:0016, общей площадью 10 700 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район, в районе д.Клязьма.
Обращаясь с настоящими требованиями, истец указывает, что кадастровая стоимость земельного участка с кн 50:10:0020803:0016 составляет 65 029 678 рублей.
Данные показатель был утвержден Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 567-РМ от 27.11.2013.
Истец считает возможной корректировку кадастровой стоимости земельных участков на основании отчета об их рыночной стоимости по состоянию на дату предыдущей государственной кадастровой оценки земель, находит представленный отчет о рыночной стоимости земельных участков соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности и полагает, что установление кадастровой стоимости земельного участка на уровне его рыночной стоимости по состоянию на предыдущий период может служить основанием для пересчета арендной платы (налоговых платежей) за пользование данными участками.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
По смыслу данной статьи арендатор земельного участка вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости такого участка или обратиться с иском в суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в том случае, если размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости и по условиям договора аренды подлежит изменению в случае изменения кадастровой стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 11.02.2014 N 13839/13, помимо собственников соответствующих земельных участков и органов местного самоуправления к лицам, чьи права затрагиваются или могут быть затронуты решениями таких комиссий и судебными актами, можно также отнести арендаторов земельных участков, правообладателей, владеющих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, лиц, которые хотя и не имеют оформленных прав на земельный участок, но в собственности которых находятся объекты недвижимости, расположенные на таком участке.
Таким образом, истец, являясь арендатором спорного земельного участка, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этого участка в размере его действительной рыночной стоимости. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Полагая, что ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области неверно определена кадастровая стоимость принадлежащих истцу на праве аренды земельных участков, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области пришел к выводу о доказанности истцом рыночной стоимости земельного участка в заявленном размере.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В подпункте 11 пункта 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельного кодекса, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земли утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки).
Исходя из взаимосвязи положений пунктов 5, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, при этом в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости) и в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктом 12.25 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27, действовавшего в 2013 году, утверждение в порядке, установленном законодательством, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области относилось к полномочиям Министерства экологии и природопользования Московской области.
Конституционный суд Российской Федерации, который в своем Определении от 01.03.2011 N 275-О-О указал, что в связи с изменениями законодательства Российской Федерации было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности". Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Для определения рыночной стоимости земельного участка судом может быть назначена экспертиза.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствии с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости. В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена на основании результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 567-РМ.
Согласно указанному распоряжению, оценка кадастровой стоимости земельных участков произведена по состоянию на 01 января 2013 года.
В статье 12 Закона об оценочной деятельности закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика (статья 75 Кодекса), который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки.
Статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика, которая может быть истребована судом в случае представления ответчиком доказательств (мотивированных возражений) несоответствия отчета независимого оценщика требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (статья 65 Кодекса). При этом Кодекс не закрепляет приоритет заключения судебного эксперта перед иными полученными в установленном порядке доказательствами (статьи 71 и 86 Кодекса).
Согласно представленному в материалы дела отчету об оценке рыночной стоимости земельных участков, N 3225 от 30.05.2014, составленному ЗАО "Агентство "Русспромоценка", рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 28 700 000 рублей.
На представленный отчет N 3225 от 30.05.2014 представлено положительное экспертное заключение N Э14-0602-01-18 от 18.06.2014 о соответствии представленного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Оценив представленный отчет, экспертное заключение об определении рыночной стоимости земельного участка, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о несоответствии содержащихся в ГКН сведений о кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2013, заключение эксперта соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод о доказанности истцом рыночной стоимости земельного участка в заявленном размере.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Как следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11, согласно правилам части 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2013 N ВАС-8076/13 содержатся следующие выводы. В Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 указано, что то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 указывается, что правовые последствия установления судом рыночной стоимости земельного участка и внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости наступают с момента вступления в силу соответствующего судебного акта.
Исходя из названных позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не следует, что кадастровая стоимость, установленная судом в размере рыночной, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости с более раннего момента.
Аналогичные выводы содержатся и в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.01.2013 N ВАС-17879/12, в котором указано, что из правовой позиции, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, следует, что согласно правилам части 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, указание в резолютивной части решения суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020803:0016 в размере равном его рыночной стоимости, определенном по состоянию на 01.01.2013 в размере 28 700 00 рублей и обязании внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020803:0016 в размере равном его рыночной стоимости, определенном по состоянию на 01.01.2013 - 28 700 000 рублей, означает, что изменения подлежат внесению с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы, приведенные ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие ответчика с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.09.2014 по делу N А41-43732/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43732/2014
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Химки Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области