г. Москва |
|
13 апреля 2015 г. |
Дело N А40-22522/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.
судей: Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя-Фролова О.В. по дов. от 20.11.2014 N 16,
от заинтересованного лица- Серебренниковой С.А. по дов. от 26.12.2014 N ДКП-76-37-464/4-35,
рассмотрев 09 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Нижегородский научно-технический центр программных средств вычислительной техники" (ФГУП НТЦ ПС)
на решение от 31 июля 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Семушкиной В.Н.,
на постановление от 31 октября 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.,
по заявлению ФГУП НТЦ ПС (ОГРН 1025202409540, 603086, г. Нижний Новгород, ул. Совнаркомовская, д. 34)
к Мосгорнаследию (ОГРН 1027700151170, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 19)
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2014 года по делу N А40-22522/14, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2014 года, в удовлетворении заявленных требований Федерального государственного унитарного предприятия "Нижегородский научно-технический центр программных средств вычислительной техники" (далее - ФГУП НТЦ ПС, предприятие) о признании недействительными предписаний от 23.10.2013 N 124/2013-368/13П и от 17.03.2014 N В34/2014-48/14П Департамента культурного наследия города Москвы (Москомархитектура) отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ФГУП НТЦ ПС обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, считая их незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм права, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (с учетом уточнения требований в судебном заседании суда кассационной инстанции).
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней и дополнительно приведенным основаниям, представитель Москомнаследия возражал по доводам кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов. Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в период с 26.09.2013 по 23.10.2013 на основании распоряжения от 14.08.2013 N 368 Департаментом культурного наследия города Москвы проведена плановая выездная проверка в отношении ФГУП НТЦ ПС.
В ходе проверки установлено, что ФГУП НТЦ ПС является пользователем объекта культурного наследия регионального значения "Сиротский приют имени братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных, кон. XIX в. - Административный корпус; Ремесленное училище; 4 жилых корпуса (домики для проживания воспитанников)" по адресу: г. Москва, 1-й Рижский пер., д. 2, стр. 1, 2, 5, 6, 9, 10 (далее - Объект), находящегося в собственности Российской Федерации.
Результаты проверки отражены в акте от 23.10.2013 N П124/2013-368/13А.
В ходе проведения наружного осмотра Объекта выявлен факт размещения на фасаде здания по адресу: 1-й Рижский пер., д. 2, стр. 10 навесного оборудования - сплит-систем кондиционеров, размещение рекламной продукции в виде баннеров и световой рекламной конструкции, столярные заполнения части окон заменены на пластиковые стеклопакеты. Также выявлено 2 пристройки в виде капитальных строений. Проектно-разрешительная документация не предоставлена.
В ходе проведения внутреннего осмотра объекта по адресу: 1-й Рижский пер., д. 2, стр. 6 выявлен факт размещения подвесных потолков, пластиковых перегородок с раздвижными дверьми, в помещениях проведены ремонтные работы (капитальный ремонт). Проектно-разрешительная документация не предоставлена.
Кроме того, в ходе проведения проверки выявлены факты нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации и города Москвы в области сохранения, использования популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а именно:
-проведение работ по замене столярных заполнений окон, установка рекламных конструкций, кондиционеров, размещения подвесных потолков, пластиковых перегородок с раздвижными дверьми, возведение 2-х пристроек в виде капитальных строений, проведение ремонтных работ без проектно-разрешительной документации, согласованной в установленном порядке с органом, уполномоченным в области государственной охраны объектов культурного наследия, что является нарушением статей 45, 52 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статей 22, 33 Закона города Москвы от 14.07.2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры";
-отсутствие у ФГУП НТЦ ПС охранного обязательства пользователя, что является нарушением статьи 55 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и статьи 21 Закона города Москвы "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры".
В целях устранения нарушений законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия ФГУП НТЦ ПС выдано предписание от 23.10.2013 N П124/2013-368/13П, которым заявителю предложено в срок до 18.02.2014 заключить охранное обязательство пользователя объекта, демонтировать либо согласовать в установленном порядке навесное оборудование (рекламные конструкции, кондиционеры, "сплит-системы" кондиционирования) на объекте, демонтировать либо согласовать в установленном порядке 2 пристройки в виде капитальных строений.
В период с 18.02.2014 по 17.03.2014 на основании распоряжения Департамента культурного наследия города Москвы от 24.01.2014 N 48 в отношении ФГУП НТЦ ПС проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного предписания, по результатом которой составлен акт проверки от 17.03.2014 N В34/2014-48/14А.
В ходе проверки установлено, что требования ранее выданного предписания ФГУП НТЦ ПС не исполнены, в связи с чем в целях устранения нарушений законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия ФГУП НТЦ ПС выдано повторное предписание от 17.03.2014 N В34/2014-48/14А об устранении нарушений в срок до 26.07.2014.
Не согласившись с указанными предписаниями, ФГУП НТЦ ПС обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Судами установлено, что согласно распоряжению Правительства Москвы от 26.01.2007 N 108-РП объекты, расположенные по адресу: 1-й Рижский пер., д. 2, стр. 1, 2, 5, 6, 9, 10, отнесены к выявленным объектам культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения и приняты под государственную охрану.
Отношения, возникающие в процессе владения, пользования и распоряжения объектами, отнесенными к культурному наследию регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N73-ФЗ), Законом города Москвы от 14.07.2000 N26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закон г.Москвы N26).
В соответствии с пунктом 8 статьи 18 Закона N 73-ФЗ выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
В силу пункта 3 статьи 52 Закона N 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований:
- обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте;
- согласование в порядке, установленном пунктом 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия.
Нормой пункта 2 статьи 22 Закона г.Москвы N 26 установлено, что пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны:
- соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные настоящим Законом, нормативными правовыми актами и охранными документами;
- выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников;
- предварительно уведомлять уполномоченный орган о намечаемых ремонтно-реставрационных работах, о продаже и ином отчуждении недвижимого памятника истории и культуры.
Согласно пункту 4 статьи 33 Закона г.Москвы "N 26 на единичных памятниках истории и культуры и таковых же ансамблевых объектах и вблизи них не допускается размещение оконных маркиз, радио- и спутниковых антенн, размещение продукции рекламного характера, кондиционеров и других малых архитектурно-дизайнерских форм, искажающих целостность восприятия как самих памятников и их территорий, так и силуэта исторической части города (в границах до Камер-Коллежского вала). Любая продукция такого рода, включая фасадные вывески, некратковременного характера (на срок свыше трех дней) на проектной стадии и стадии реализации должна быть согласована с государственным органом охраны памятников.
Любые надписи и изображения на фасадах памятников, не предусмотренные согласованными проектно-реставрационными графическими материалами, квалифицируются как нанесение ущерба памятнику.
Факт нарушения ФГУП НТЦ ПС обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, подтверждается материалами дела, а именно: актом проверки от 23.10.2013 N П124/2013-368/13А, материалами фотофиксации, протоколом об административном правонарушении от 15.11.2013 N 16-151АД2013, актом проверки от 17.03.2014 N В34/2014-48/14А и иными доказательствами, представленными административным органом.
Осуществляя проверку законности оспариваемых предписаний, суды исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь указанными выше положениями нормативных правовых актов (в редакции Закона N 73-ФЗ на дату выдачи предписаний), пришли к правомерному выводу о их законности и обоснованности.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Доводам заявителя кассационной жалобы, повторяющим доводы заявления и апелляционной жалобы, судами дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия согласна.
Несогласие предприятия с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2014 года по делу N А40-22522/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.