город Москва |
|
14 апреля 2015 г. |
Дело N А40-169941/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Меридиан": Томаровского В.В. (дов. N 46-07/14 от 28.07.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра": не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
от третьего лица Правительства Москвы: Бушуева Б.А. (дов. N 33-Д-854/14 от 30.12.2014 г.);
от третьего лица Департамента городского имущества города Москвы: Бушуева Б.А. (дов. N 4-47-196/5 от 17.02.2015 г.);
от третьего лица ООО "Инвест-Ойл": не явились, извещены;
от третьего лица ООО "Владения-5": не явились, извещены;
от третьего лица Юсупова М.Р.: не явились, извещены;
рассмотрев 07 апреля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 сентября 2014 г.,
принятое судьей Махалкиным М.Ю.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2014 г.,
принятое судьями Савенковым О.В., Левиной Т.Ю., Тихоновым А.П.,
по делу N А40-169941/13
по иску общества с ограниченной ответственностью "Меридиан" (ОГРН 1107746726636; 121059, г. Москва, ул. Брянская, д. 5)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757; 107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (ОГРН 1097746680822; 115191, г. Москва, ул. Б. Тульская, д. 15); Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20); Правительство Москвы (ОГРН 1027739813507; 125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13); общество с ограниченной ответственностью "Инвест-Ойл" (ОГРН 1047796322947; 121059, г. Москва, ул. Брянская, д. 5); общество с ограниченной ответственностью "Владение-5" (ОГРН 5147746165584; 121059, г. Москва, ул. Брянская, д. 5); индивидуальный предприниматель Юсупов Магомедрасула Рамазанкадиевич (ОГРНИП 306860235300018; 121059, г. Москва, ул. Брянская, д. 5)
УСТАНОВИЛ: на основании заключенного с Департаментом земельных ресурсов города Москвы (арендодатель) договора аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора N М-05-030201 от 28 февраля 2006 г. и дополнительного соглашения к нему от 01 августа 2013 г. общество с ограниченной ответственностью "Меридиан" (далее - ООО "Меридиан", общество, истец, арендатор) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007004:95, общей площадью 2 471 кв.м., имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Брянская, вл. 5 для эксплуатации нежилых помещений под административные цели, сроком аренды до 26 декабря 2030 г.
Согласно пункту 3.4 указанного договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы, а также в случае изменения кадастровой стоимости без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий договор.
При этом в случае принятия таких актов исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании договора и уведомления арендодателя об изменении (введении)ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или уведомления с расчетом платежей, кадастровой стоимости либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов и/или изменения кадастровой стоимости в действие правовыми актами и без внесения изменений, дополнений в настоящий договор.
Первый арендный платеж по новым правилам исчисления арендной платы производится арендатором на ближайшую дату платежа, следующую после введения новых ставок арендной платы, включая, при необходимости, доплату за предыдущие периоды.
На основании Постановления Правительства Москвы N 273-ПП от 25 апреля 2006 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с 01 января 2013 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007004:95, арендатором которого является истец, была установлена в размере 292 519 920 руб. 49 коп.
Согласно отчету N Н-1307246/2 от 02 августа 2013 г. "Об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества", выполненного независимым оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Инвест проект" (далее - ООО "Инвест проект") по заказу ООО "Меридиан", по состоянию на 01 января 2013 г. рыночная стоимость земельного участка составляет 119 719 950 руб. 00 коп.
Указанный отчет прошел экспертизу в Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" (экспертное заключение N 1656/2013 от 21 октября 2013 г.).
Полагая, что кадастровая стоимость, содержащаяся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, является недостоверной, поскольку согласно результатам независимой оценки рыночная стоимость указанных выше земельных участков значительно ниже, чем их кадастровая стоимость, ООО "Меридиан" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007004:95, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Брянская, д. 5, равной его рыночной стоимости в размере 119 719 950 руб. 00 коп. и об обязании ответчика внести сведения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007004:95, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Брянская, д. 5, равной его рыночной стоимости в размере 119 719 950 руб. 00 коп., а также о взыскании судебных расходов на проведение оценки рыночной стоимости земельного участка в размере 150 000 руб. 00 коп. в соответствии с договором на проведение оценки недвижимого имущества N Н-1307246/2 от 02 августа 2013 г. (24 июля 2013 г.) и расходов на экспертизу отчета оценщика N 1656/2013 от 21 октября 2013 г. в размере 80 000 руб. 00 коп.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что увеличение кадастровой стоимости земельных участков привело к увеличению размера арендной платы, что свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (далее - Управление Росреестра по Москве), общество с ограниченной ответственностью "Инвест-Ойл" (далее - ООО "Инвест-Ойл"), общество с ограниченной ответственностью "Владение-5" (далее - ООО "Владение-5") и индивидуальный предприниматель Юсупов Магомедрасула Рамазанкадиевич (далее - ИП Юсупов М.Р.).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 сентября 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2014 г., исковые требования удовлетворены в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007004:95, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Брянская, д. 5, равной его рыночной стоимости в размере 119 719 950 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2013 г. Суд также обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
В кассационной жалобе Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку истец не является лицом, уполномоченным заказать оценку земельного участка, находящегося в государственной собственности, представленный истцом отчет не может быть признан достоверным доказательством действительной рыночной стоимости, а других доказательств истцом не представлено, избранный обществом способ защиты не соответствует действующим нормам Закона об оценке. Также указывают, что суды неправомерно сослались на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 913/11.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Меридиан" против ее удовлетворения возражал, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра" и Управления Росреестра по Москве, ООО "Инвест-Ойл", ООО "Владение-5", ИП Юсупов М.Р. в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Удовлетворяя исковые требования частично, суды на основании данных, содержащихся в отчете об оценке N Н-1307246/2 от 02 августа 2013 г., пришли к выводу о том, что в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, что нарушает права и законные интересы истца.
При этом судами установлено, что согласно отчету ООО "Инвест проект" N Н-1307246/2 от 02 августа 2013 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, общей площадью 2 471 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0007004:95, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Брянская, вл. 5,, рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2013 г. составляет 119 719 950 руб. 00 коп.
Указанный отчет выполнен на основании Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации и Федеральных стандартов оценки N 1 - 5, поскольку в представленных отчетах отражены характеристики (описание) объектов оценки и их среды, анализ рынка объекта оценки, анализ наиболее эффективного использования, методика оценки, применительность подходов к определению рыночной стоимости.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, а также противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов.
В части отказа в удовлетворении исковых требований кассационная жалоба не содержит каких-либо доводов.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене судебных актов, не установлено.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 сентября 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2014 г. по делу N А40-169941/13 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.А.Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.