г. Москва |
|
21 апреля 2015 г. |
Дело N А40-89400/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Ананьиной Е.А., Долгашевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Александрова Л.И. по дов. от 15.01.2015, Тельнова В.М. по дов. от 09.12.2014,
от заинтересованных лиц: от Префектуры ЦАО г. Москвы- Дролюк А.Е. по дов. от 24.12.2014 N ЦАО-07.13-3798/4,
от Управы Тверского района г. Москвы- не явился, извещен,
от Департамента городского имущества города Москвы- Кравца А.Г. по дов. от 30.12.2014 N 33-Д-945/14,
от Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы - Кузьмина В.Е. по дов. от 26.11.2014 N МКА-03-3999/4,
от третьего лица: не явился, извещен,
рассмотрев 14 апреля 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы Префектуры ЦАО г. Москвы и Потребительского кооператива Автостоянка "Селезневская-34"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 18 сентября 2014 года,
принятое судьей Кузнецовой С.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 13 января 2015 года,
принятое судьями Поповым В.И., Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е.,
по заявлению Потребительского кооператива Автостоянка "Селезневская-34"
о признании недействительными актов, незаконным бездействия
к Префектуре Центрального административного округа города Москвы; Управе Тверского района г. Москвы; Департаменту городского имущества города Москвы; Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы
третье лицо: ГУП "ГлавАПУ"
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 сентября 2014 года по делу N А40-89400/14, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2015 года, удовлетворены требования Потребительского кооператива Автостоянка "Селезневская-34" (далее -кооператив, заявитель) о:
- признании недействительным решения Окружной Комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Центрального административного округа от 06.12.2013 (протокол N 40 от 06.12.2013, вопрос N11) в отношении НП Автостоянка "Селезневская-34", как застройщика: "Управе Тверского района в трехдневный срок после утверждения протокола осуществить демонтаж самовольного объекта в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП", которое утверждено распоряжением Префектуры ЦАО г.Москвы от 11.12.2013 N499-р;
- признании недействительным распоряжение Префектуры ЦАО г.Москвы от 11.12.2013 N 499-р, которым утверждено решение Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Центрального административного округа от 06.12.2013 (протокол N 40 от 06.12.2013, вопрос N 11) в отношении НП Автостоянка "Селезневская-34", как застройщика: "Управе Тверского района в трехдневный срок после утверждения протокола осуществить демонтаж самовольного объекта в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП";
-обязании Управы Тверского района г.Москвы и Префектуры ЦАО г.Москвы устранить нарушение прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
В удовлетворении требований о:
- признании незаконным бездействия Управы Тверского района г.Москвы, Префектуры ЦАО г.Москвы, Департамента городского имущества г.Москвы, Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы, которые каждый в рамках своих полномочий в нарушение решения Свердловскоо РИК от 17.09.1980 N 39/03.4 "О разрешении районному жилищному управлению строительства открытой неохраняемой автостоянки во владение дома N 34 по ул.Селезневской": - не обеспечили и не оказали надлежащего содействия и поддержки некоммерческой организации - ПК Автостоянка "Селезневская-34" в оформлении земельно-правовых отношений в разумные сроки на земельный участок, занимаемый ПК Автостоянка "Селезневская-34"; - не обеспечили в проекте межевания жилого квартала, ограниченного Селезневской ул., Суворовской площадью, Самотечной улицей, 3-м Самотечным пер., отнесение земельного участка, занимаемого ПК Автостоянка "Селезневская-34", из земель общего пользования и иных земель, к землям жилой зоны, как находящегося во владении жилого дома 34 (корпус 1 и 2) по ул. Селезневская в г.Москве;
- обязании Префектуры ЦАО г.Москвы, Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Центрального административного округа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПК Автостоянка "Селезневская-34" в результате признания недействительными оспариваемых ненормативных правовых актов: - аннулировать (отменить) распоряжение Префектуры ЦАО г.Москвы от 11.12.2013 N 499-р, которым утверждено решение Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Центрального административного округа от 06.12.2013(протокол N 40 от 06.12.2013, вопрос N 11), - аннулировать (отменить) решение Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Центрального административного округа от 06.12.2013 (протокол N 40 от 06.12.2013, вопрос N 11): "Управе Тверского района в трехдневный срок после утверждения протокола осуществить демонтаж самовольного объекта в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП";
-обязании Управы Тверского района г.Москвы, Префектуры ЦАО г.Москвы, Департамента городского имущества г.Москвы, Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы: - оказать ПК Автостоянка "Селезневская-34" организационное и методическое содействие по подготовке документов и выполнению работ, необходимых для оформления в кратчайший срок земельно-правовых отношений на земельный участок, занимаемый ПК Автостоянка "Селезневская-34" на основании решения Свердловского РИК от 17.09.1980 N 39/03.4 "О разрешении районному жилищному управлению строительства открытой неохраняемой автостоянки во владение дома N 34 по ул.Селезневской"; - внести в проект градостроительного межевания квартала, ограниченного Селезневской ул., Суворовской площадью, Самотечной улицей, 3-м Самотечным пер., изменения в части уточнения границ земельного участка по адресу: Селезневская ул. Вл. 34 и отнесения занимаемого ПК Автостоянка "Селезневская-34" земельного участка к жилой зоне - территории, необходимой для эксплуатации жилого дома N 34 по ул.Селезневской, с учетом сложившегося землепользования, с учетом соблюдения положений, определенных решением Свердловского РИК от 17.09.1980 N39/03.4 "О разрешении районному жилищному управлению строительства открытой неохраняемой автостоянки во владение дома N 34 по ул.Селезневской", отказано.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено государственное унитарное предприятие Главное архитектурно-планировочное управление (ГУП "ГлавАПУ").
Не согласившись с принятыми судебными актами, кооператив и Префектура ЦАО г.Москвы обратились с кассационными жалобами.
В своей кассационной жалобе кооператив просит решение и постановление отменить в части отказа в удовлетворении требований, считая его незаконным и необоснованным, и просит принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления в указанной части.
В своей кассационной жалобе Префектура ЦАО г.Москвы просит отменить судебные акты в части удовлетворения требований как принятые с нарушением норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
В судебном заседании представители кооператива и Префектуры ЦАО г.Москвы поддержали доводы своих кассационных жалоб по изложенным в них основаниям, против удовлетворения кассационной жалобы другой стороны возражали. Представители Департамента городского имущества города Москвы и Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы возражали по доводам кассационной жалобы кооператива, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов в обжалуемой им части, просили удовлетворить кассационную жалобу Префектуры ЦАО г.Москвы.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о слушании кассационных жалоб в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда и отзывов на кассационную жалобу не поступило.
Обсудив доводы кассационных жалоб и возражений относительно них, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Исполнительного комитета Свердловского районного совета народных депутатов города Москвы от 17.09.1980 N 39/03.4 "О разрешении районному жилищному управлению строительства открытой неохраняемой автостоянки во владение дома N 34 по ул.Селезневской" за счет средств, выделенных на благоустройство, разрешено строительство открытой неохраняемой автостоянки на 20 машиномест во владении д.34 по Селезневской ул., выделен земельный участок для организации стоянки для владельцев автомашин, проживающих в микрорайоне ЖЭК N 8.
12.01.2009 кооператив обратился в Управу Тверского района г.Москвы с заявлением об оформлении договора аренды земельного участка по ул.Селезневская, владение 34.
Решением Гаражно-стояночной комиссии Управы Тверского района г.Москвы от 28.01.2009, оформленным протоколом N 1, решено обратиться с ходатайством к руководству Префектуры ЦАО г.Москвы о заключении договора на аренду земельного участка, занимаемого существующей с 1980 года автостоянкой боксового типа сроком на 5 лет, и об обращении в ГлавАПУ ЦАО о подготовке исходно-разрешительной документации для получения необходимых согласований и оформления земельно-правовых отношений.
Решением Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЦАО г.Москвы от 02.08.2013, утвержденным распоряжением префектуры ЦАО г.Москвы от 09.08.2013 N 331, кооперативу также рекомендовано направить в Департамент имущества города Москвы обращение о заключении договора аренды.
На основании данного решения, 06.08.2013 кооператив обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением об оформлении договора аренды на автостоянку, о чем сообщено в Окружную комиссию письмом от 07.08.2013.
Аналогичное обращение было направлено в адрес И.о.Мэра Москвы, в ответ на которое Департамент городского имущества города Москвы письмом от 16.08.2013 N ДГИ-60-147/13-1 со ссылкой на статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" сообщил, что формирование границ земельных участков многоквартирных домов осуществляется на основании проектов межевания территории, за исключением земельных участков общего пользования. В письме Департамент также указал на то, что в связи с утверждением распоряжением Департамента от 14.12.2007 N 889 Проекта межевания квартала, которым земельный участок под автостоянкой отнесен к землям общего пользования, с учетом выделения данного земельного участка жителям дома решением N 39/03.4 от 17.09.1980, для внесения изменений в проект межевания жилого квартала кооператив вправе обратиться в Москомархитектуру с документами, подтверждающими право на участок, а после внесения изменений в проект межевания вправе обратиться в службу "одного окна" Департамента для выдачи распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плате) для последующей постановки на кадастровый учет, после чего возможно обращение в Управление Росреестра по Москве с целью регистрации права общей долевой собственности.
07.11.2013 кооператив обратился в ГУП "ГлавАПУ" с заявлением о внесении изменений в проект межевания квартала, о чем сообщил в Окружную комиссию 21.11.2013 с приложением письма Департамента от 16.08.2013.
ГУП "ГлавАПУ" письмом от 15.11.2013 сообщило, что квартал, в котором расположена автостоянка, включен Департаментом городского имущества города Москвы в перечень территорий, подлежащих градостроительному межеванию.
О своих действиях по оформлению земельно-правовых отношений кооператив известил Управу Тверского района г.Москвы письмом от 16.12.2013 с приложением всех указанных выше обращении и ответов на них.
Тем не менее, на заседании Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЦАО г.Москвы от 06.12.2013 было принято решение о поручение Управе Тверского района осуществить демонтаж самовольно возведенной автостоянки, со ссылкой на решение о ее ликвидации жильцом дома 16 по 3-му Самотечному переулку.
Представители кооператива, как установлено судами, на данное заседание комиссии приглашены не были, мнение жителей д.34 по ул. Селезневской также не учтено, в то время как рассматривался вопрос об исполнении решения Окружной комиссии от 02.08.2013 N 21, которым автостоянке было разрешено оформить земельно-правовые отношения.
Кроме того, в ответ на обращение кооператива от 17.02.2014 по вопросу принятия решения Окружной комиссии о демонтаже автостоянки заместитель префекта ЦАО г.Москвы направил письмо от 17.03.2014, в котором указал, что с учетом представленных кооперативом документов вопрос сохранения автостоянки дополнительно прорабатывается.
Заместитель префекта ЦАО г.Москвы письмом от 27.06.2014 сообщил заявителю, что с 02.06.2014 в Управе Тверского района проводились публичные слушания по проекту межевания жилого квартала, ограниченного Селезневской ул., Суворовской пл, Самотечное ул., 3-м Самотечным пер. В разработанном Департаментом городского имущества г.Москвы проекте межевания земельный участок под размещение автостоянки находится на землях общего пользования и выделен как самостоятельный объект, с целевым назначением "иной". Окончательное решение по автостоянке будет принято по итогам публичных слушаний, подсчета голосов жителей и опубликования соответствующего протокола.
Письмом от 15.07.2014 ГУП "ГлавАПУ" "О корректировке проекта межевания" в адрес председателя кооператива в ответ на обращение по исключению из Проекта градостроительного межевания квартала, разработанного в 2013 году за N 01.08.534.2013 по заказу Департамента городского имущества г.Москвы, земельного участка, занимаемого кооперативом, сообщил, что данное предложение зафиксировано в проекта протокола по результатам публичных слушаний, заключение по которому Окружной комиссией до настоящего времени не разработано. Окончательное решение о возможности размещения автостоянки будет принято после завершения публичных слушаний, подсчета голосов жителей и опубликования соответствующих протоколов.
Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что решение Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЦАО г.Москвы от 06.12.2013 о демонтаже автостоянки с учетом рассмотрения на Комиссии вопроса об исполнении ранее принятого решения от 02.08.2013, совершения заявителем последовательных действий по оформлению земельно-правовых отношений, необоснованно и преждевременно, принято без учета указанных выше документов.
С учетом установленных обстоятельств дела суды сделали вывод о недоказанности Префектурой ЦАО г.Москвы законности оспариваемого решения Окружной комиссии и наличии противоречия данного решения ранее принятым и последующим решениям и действиям в отношении данного земельного участка, в связи с чем признали недействительным распоряжение Префектуры ЦАО г.Москвы от 11.12.2013 N 499-р, которым данное решение Окружной комиссии от 06.12.2013 было утверждено.
Как правильно указано судами, действия заявителя соответствуют порядку оформления земельно-правовых отношений, указанному Департаментом городского имущества города Москвы в письме от 16.08.2013 N ДГИ-60-147/13-1.
В рассматриваемом случае решение о демонтаже объекта - автостоянки, с указанием на самовольность ее возведения, принято Окружной комиссией без учета обстоятельств, свидетельствующих о наличии у кооператива законных оснований для организации автостоянки, а также писем Департамента городского имущества города Москвы по вопросу заключения договора аренды земельного участка, а также проведения публичных слушаний по данному вопросу.
Ни Префектурой ЦАО г.Москвы, ни Управой Тверского района г.Москвы не представлено доказательств возведения данного объекта при отсутствии волеизъявления собственника земельного участка, а соответственно, законности принятия решения о его демонтаже в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП.
Поскольку указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов заявителя и не соответствуют закону, в силу требований статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации это является основанием для удовлетворения требований в указанной части.
Обязание Управы Тверского района г.Москвы и Префектуры ЦАО г.Москвы устранить нарушение прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке является в силу положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации достаточным для восстановления прав кооператива указанными выше действиями и актами.
Отказывая в удовлетворении требований в остальной части, суды обоснованно исходили из отсутствия факта бездействия со стороны Управы Тверского района г.Москвы, Префектуры ЦАО г.Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы, выразившегося в неоказании содействия кооперативу в оформлении земельно-правовых отношений, поскольку такая обязанность законом на органы государственной власти не возложена.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводам заявителей кассационной жалобы, повторяющим доводы заявления и апелляционных жалоб, судами дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия согласна.
Несогласие заявителей жалоб с выводами судов, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 сентября 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2015 года по делу N А40-89400/14 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Краснова С.В. |
Судьи |
Ананьина Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.