г. Москва |
|
28 апреля 2015 г. |
Дело N А40-57308/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Ананьиной Е.А., Долгашевой В.А.
при участии в заседании:
от истца: Боярской Ю.С. по дов. от 25.08.2014,
от ответчиков: от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Велиева М.Н. по дов. от 30.12.2014 N 26019/2014,
от Правительства Москвы - не явился,извещен,
от Департамента городского имущества города Москвы - не явился, извещен,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился, извещен,
рассмотрев 21 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эрмитаж Девелопмент"
на решение от 06 октября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Полукаровым А.В.,
на постановление от 02 февраля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Якутовым Э.В., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-57308/14
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эрмитаж Девелопмент" (ОГРН 5067746381709)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Правительству Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эрмитаж Девелопмент" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата), Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:06:0011010:5, расположенного по адресу: г. Москва, Северное Бутово, коммунальная зона "Садки", пр.пр. 680, в размере его рыночной стоимости 446 095 000 руб. и применяемой в целях определения размера арендной платы с 01.01.2014; об обязании кадастровой палаты внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:06:0011010:5 в размере его рыночной стоимости 446 095 000 руб. в качестве кадастровой стоимости названного земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 октября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2015 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанции указали, что заявитель не обращался в комиссию с заявлением по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, вопрос об установлении рыночной стоимости земельного участка рассмотрен комиссией 21.02.2014, то есть до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Не согласившись с вынесенными судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
В обоснование своей кассационной жалобы истец указывает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены независимо от обращения в комиссию, спор подлежит рассмотрению в исковом порядке, на день вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" спор не был рассмотрен.
В судебном заседании кассационной инстанции истец поддержал доводы своей кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты как незаконные и необоснованные.
Представитель Управления возражал против доводов жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.
Ответчики и иные третьи лица, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции признал обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751- ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы.
Истец является арендатором спорного земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Северное Бутово, коммунальная зона "Садки" пр. 680 (кадастровый номер 77:06:0011010:5).
Согласно отчету об оценке от 05.06.2013 N 03/04-13 по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость земельного участка менее установленной кадастровой стоимости.
06.02.2014 общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории города Москвы (далее - Комиссия) с заявлением об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:06:0011010:5 в размере 446 095 000 руб., определенной в отчете об оценке рыночной стоимости от 05.06.2013 N 03/04-13.
Решением Комиссии от 21.02.2014 N 51-48/2014 заявление общества было отклонено.
Учитывая, что согласно результатам независимой оценки рыночная стоимость спорного земельного участка значительно ниже, чем его кадастровая стоимость, истец, считая кадастровую стоимость, содержащуюся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, недостоверной, обратился арбитражный суд с указанными выше требованиями.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки).
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции на дату подачи иска - 15.04.2014) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, от 15 декабря 2011 года N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствии с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости. В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Как следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Установление кадастровой стоимости в размере рыночной не означает недостоверности прежней кадастровой стоимости.
В материалы дела истцом представлен отчет об оценке от 05.06.2013 N 03/04-13 по состоянию на 01.01.2013 и положительное экспертное заключение от 28.06.2013 N 0081-НА/13.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанции указали, что вопрос об установлении рыночной стоимости земельного участка рассмотрен Комиссией 21.02.2014, то есть до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", с заявлением о признании недостоверными сведений об объекте недвижимости общество в Комиссию не обращалось, соответствующих доказательств в дело не представило.
Указанные выводы признаются судом кассационной инстанции ошибочными, основанными на неверном толковании и применении норм права.
В связи с вступлением в силу с результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 751-ПП, кадастровая стоимость земельного участка была определена по состоянию на 01.01.2013.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем, пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Нормы главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент обращения в арбитражный суд, не предусматривали досудебное рассмотрение вопроса о результатах определения кадастровой стоимости в соответствующей комиссии и не лишали общество права на обращение непосредственно в арбитражный суд.
При этом представленный истцом отчет о рыночной стоимости подлежит оценке по правилам статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при определении рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу о невозможности принятия нового судебного акта в рамках настоящего кассационного рассмотрения, поскольку судами первой и апелляционной инстанции не исследованы и не оценены надлежащим образом доказательства, представленные в материалы дела.
Суд кассационной инстанции лишен возможности оценить представленный истцом отчет о рыночной стоимости и установить наличие обоснованных возражений или встречного обоснования рыночной стоимости со стороны иных заинтересованных лиц.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой пришел к выводу о том, что общество, являющееся арендатором спорного участка, не вправе обращаться за проведением оценки арендуемого им имущества.
Между тем, согласно статье 6 Федерального закона "Об оценочной деятельности" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительного права собственности на этот объект. Наличие у общества права аренды земельного участка, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
Кроме того, в статье 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности" прямо указывается на вероятностный характер рыночной стоимости. При таких обстоятельствах рыночная стоимость может быть определена в отношении любого объекта оценки, даже того, который на дату ее проведения не отчуждается собственником на открытом рынке в условиях конкуренции.
В этой связи дело подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо с учетом изложенного и в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверить доводы и возражения сторон, всесторонне, полно, объективно исследовать фактические обстоятельства по делу, и, с учетом, установленных при новом рассмотрении фактических обстоятельств, суду необходимо правильно определить и применить нормы права, подлежащие применению в настоящем деле, и вынести законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями. 284, 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06 октября 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2015 года по делу N А40-57308/14 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Краснова С.В. |
Судьи |
Ананьина Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.