г. Москва |
|
13 мая 2015 г. |
Дело N А40-64695/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2015.
Полный текст постановления изготовлен 13.05.2015.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Адамовой В.Б.
судей Крекотнева С.Н., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя - закрытого акционерного общества "Опытно-экспериментальный комбинат рекламно-оформительских работ" - Яловая Т.Ю., доверенность от 30.03.2015,
от заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явились,
от третьих лиц:
от Правительства Москвы - Решетников Д.К., доверенность от 01.09.2014, N 4-47-736/4,
от Департамента городского имущества города Москвы - Решетников. Д.К., доверенность от 30.12.2014, N 33-Д-874/14,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве - не явились,
рассмотрел 06.05.2015 в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 29.10.2014
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Иевлевым П.А.,
на постановление от 18.02.2015
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Панкратовой Н.И., Барановской Е.Н., Сумароковой Т.Я.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Опытно-экспериментальный комбинат рекламно-оформительских работ" (ОГРН: 1027739530389)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН: 1027700485757)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены: Правительство Москвы (ОГРН: 1027739813507), Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (ОГРН: 1097746680822).
СУД УСТАНОВИЛ: закрытое акционерное общество "Опытно-экспериментальный комбинат рекламно-оформительских работ" (далее - ЗАО "ОЭКРОР", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007002:34, равной размеру рыночной стоимости данного земельного участка - 70 000 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2013.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.10.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015, заявленные требования удовлетворены, судом установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 120 120 198 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами суда первой инстанции и апелляционного суда третьи лица Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились с кассационной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылаются на то, что избранный обществом способ защиты нарушенного права не предусмотрен законом; на необоснованность вывода судов о правомерности проведенной оценки рыночной стоимости земельного участка. Также указывают на необоснованность ссылки судов на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
В судебное заседание не явились надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства представители ФГБУ "ФКП Росреестра" и третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве.
Представители общества и третьих лиц Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы не возражали против рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" и третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, поскольку информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы своевременно размещена судом в сервисе Картотека арбитражных дел в сети Интернет.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу представитель общества заявил ходатайство о приобщении к материалам дела подлинника отзыва на кассационную жалобу, направленного ранее в суд через систему "Мой арбитр". При отсутствии возражений со стороны присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, ходатайство общества удовлетворено.
В заседании суда кассационной инстанции представитель третьих лиц Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил отменить судебные акты судов двух инстанций, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества возражала против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество владеет на праве собственности земельным участком площадью 15 402 кв. м, по адресу: г.Москва, ул. Поморская, вл. 39, с кадастровым номером 77:02:0007002:34.
В государственный кадастр недвижимости с 01.01.2014 внесены результаты кадастровой оценки стоимости спорного земельного участка, которая составляет 168 472 774 руб. 74 коп. по состоянию на 01.01.2013.
Полагая, что информация о кадастровой стоимости спорного земельного участка, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости является недостоверной, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Как видно из материалов дела, кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена на основании Постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" в размере 168 472 774 руб. 74 коп.
Между тем, в материалы дела представлено экспертное заключение от 04.09.2014, подготовленное на основании определения суда, из содержания которого усматривается, что по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 120 120 198 руб.
Вопреки изложенным в кассационной жалобе доводам, суды обоснованно исходили из правомерности требований общества, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
При этом суды правильно сослались на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Изложенный в кассационной жалобе довод о необходимости обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости уже был предметом рассмотрения судов и обоснованно отвергнут как основанный на неправильном толковании норм права.
Иные доводы заявителей кассационной жалобы направлены на переоценку представленных в материалах дела доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы о применении норм права соответствуют установленным им обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления, в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.10.2014, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 по делу N А40-64695/14 оставить без изменения. Кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Б.Адамова |
Судьи |
С.Н.Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.