город Москва |
|
20 мая 2015 г. |
Дело N А40-106807/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Крекотнева С.Н., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "КСХП "Химки": Кислякова Е.В. (дов. от 13.05.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Коняшкиной Ю.В. (дов. N 33-Д-954/14 от 30.12.2014 г.);
рассмотрев 14 мая 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10 октября 2014 г.,
принятое судьей Корогодовым И.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2015 г.,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Захаровым С.Л., Якутовым Э.В.,
по делу N А40-106807/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" (ОГРН 1025006179472; 141402, Московская область, городской округ Химки, квартал Клязьма)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: открытому акционерному обществу "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" (далее - ОАО "КСХП "Химки", общество, заявитель) на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования (1.2.15), общей площадью 7 264 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0006009:1421, адрес (местонахождение) объекта: г. Москва, КСХП "Химки", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77-АО 632010 от 07 июня 2013 г.
11 марта 2014 г. ОАО "КСХП "Химки" обратилось в службу "одного окна" Департамента городского имущества города Москвы (далее - ответчик) с заявлением N 33-5-8080/14-(0)-0 по вопросу предоставления государственной услуги "Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, строений, сооружений" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, КСХП "Химки".
Письмом от 10 апреля 2014 г. за N 33-5-8080/14-(0)-1 Департамент городского имущества города Москвы отказал ОАО "КСХП "Химки" в оказании государственной услуги по основаниям, предусмотренным пунктом 2.23.2 Приложения 15 к Постановлению Правительства Москвы N 199-ПП от 15 мая 2012 г. "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы", поскольку земельный участок с кадастровым номером 77:09:0006009:1421 частично расположен на территории второго пояса санитарной охраны водного объекта, и в соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и подпунктом 2 Постановления Правительства Москвы N 753-ПП от 28 августа 2007 г. "Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве" земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственного-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат приватизации.
Полагая, что указанный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ОАО "КСХП "Химки" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 октября 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2015 г., заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение Департамента городского имущества города, оформленное письмом N 33-5-8080/14-(0)-1 от 10 апреля 2014 г. Суд также обязал Департамент городского имущества города Москвы в срок не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда принять решение о предоставлении ОАО "КСХП "Химки" в собственность земельного участка из земель населенных пунктов, предназначенных для сельскохозяйственного использования, площадью 7 264 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, КСХП "Химки", с кадастровым номером 77:09:0006009:1421, по цене равной кадастровой стоимости данного участка, подготовить и направить ОАО "КСХП "Химки" проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку часть спорного земельного участка расположена на территории второго пояса санитарной охраны водного объекта. Указал также на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку дело подлежало рассмотрению в закрытом судебном заседании ввиду того, что подлежащий исследованию в качестве доказательства разбивочно-чертежный акт (РЧА ЛГР N 42-79) относится к материалам ограниченного пользования.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "КСХП "Химки" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ОАО "КСХП "Химки" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.
В силу части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Частью 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10.
Состав таких зон и их границы регламентированы Санитарными правилами СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы".
Указанные Санитарные правила определяют гигиенические требования к организации и содержанию территории и акватории зон санитарной охраны Московского водопровода. На основании данных санитарных правил разрабатывается "Проект зон санитарной охраны Московского водопровода", в которых устанавливаются точные границы зон санитарной охраны.
Схема зон санитарной охраны (далее - ЗСО) Московского водопровода и составляющих ее поясов установлены разделом 2 Санитарных правил СП 2.1.4.2625-10.
В соответствии с пунктом 2.1 указанных правил ЗСО организуется для каждой станции водоподготовки и каждого гидроузла гидротехнической системы 1 порядка (пункт 2.1).
Согласно пункту 2.2 Санитарных правил СП 2.1.4.2625-10 ЗСО станции водоподготовки состоит из 1А и 1Б поясов (строгого режима) и второго пояса (ограничений).
Пунктом 2.2.1 правил установлено, что 1А, 1Б и второй пояса ЗСО организуются для станций водоподготовки: Восточной; Северной; Рублевской; Западной и Юго-западной.
Из пункта 2.2.4 правил следует, что второй пояс (пояс ограничений) ЗСО станции водоподготовки включает акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка.
Основными водотоками в ЗСО станций водоподготовки являются: р. Клязьма (от створа у деревни Клушино до впадения в Клязьминское водохранилище), р. Уча (от створа у деревни Сухареве до впадения в Пяловское водохранилище), а также участки Канала им. Москвы, соединяющие Иваньковское водохранилище с рекой Москвой.
В соответствии с пунктом 2.3 правил ЗСО гидроузла состоит из 1 пояса (строгого режима) и 2 пояса (ограничений).
Первый и второй пояса ЗСО организуются для гидроузлов: Можайского; Верхнерузского; Рузского: Озернинского; Истринского; Кармановского; Зубцовского; Иваньковского, а также для каналов Гжать - Яуза и Яуза - Руза (пункт 2.3.1 Санитарных правил СП 2.1.4.2625-10).
Пунктом 2.3.4 Санитарных правил СП 2.1.4.2625-10 установлено, что второй пояс ЗСО гидроузла (пояс ограничений) включает акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка, входящих в гидротехническую систему
Основными водотоками в ЗСО гидроузлов являются: р. Москва, р. Озерна, р. Вазуза, р. Гжать, р. Руза (от створа Рузского гидроузла до устья), р. Истра, р. Малая Истра, р. Касня.
В 1А пояс ЗСО Северной станции водоподготовки включаются: территория головных очистных водопроводных сооружений Северной станции водоподготовки на Клязьминском водохранилище в пос. Северный СВАО г. Москвы в пределах ограждения: территория насосной станции 1 подъема, расположенной на южном берегу Клязьминского водохранилища к западу от д. Терпигорьево в пределах ограждения, а также акватория Клязьминского водохранилища радиусом 150 м от водозабора; территория насосной станции 1 подъема, расположенной на южном берегу Учинского водохранилища в пределах ограждения, территория по трассе водоводов 1 подъема в пределах полосы отвода, но не менее 10 м в каждую сторону от оси крайнего водовода (пункт 3.1.2 Санитарных правил СП 2.1.4.2625-10).
Согласно пункту 3.2.2 правил в 1Б пояс ЗСО Северной станции водоподготовки включаются: смежная с границей 1Л пояса ЗСО территория вокруг Северной станции водоподготовки к югу и восток) шириной 100 м: полоса шириной 200 м по периметру ограждения насосной станции 1 подъема, расположенной на южном берегу Клязьминского водохранилища к западу от д. Герпигорьево и прибрежная полоса протяженностью по берегу водохранилища 400 м на северо-восток и юго-запад, шириной 100 м от уреза воды при нормальном подпорном уровне.
Согласно пункту 3.4.3 Санитарных правил СП 2.1.4.2625-10 боковые границы устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящих в гидротехнические системы, но и по берегам впадающих в них притоков первого порядка.
Боковые границы второго пояса зоны санитарной охраны водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии: при равнинном рельефе местности - не менее 500 м; при холмистом рельефе местности - по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.
В соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.1110-02 границы второго пояса ЗСО водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий. Границы второго пояса ЗСО определяются в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02, пунктом 2.3.2.4 которых установлено, что боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии: при равнинном рельефе местности - не менее 500 м; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что оспариваемый заявителем отказ Департамента городского имущества города Москвы не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку спорный земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом судами установлено, что территория спорного земельного участка не входит в границу 2-го пояса санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы; на территории земельного участка отсутствуют водные объекты, которые могут быть отнесены к источникам питьевого водоснабжения, а ближайший водный объект, являющийся источником питьевого водоснабжения, расположен на расстоянии не менее 2 км. от границы участка (р. Клязьма).
Указанные обстоятельства подтверждаются письмом открытого акционерного общества "Мосводоканал" (далее - ОАО "Мосводоканал") от 04 сентября 2014 г. N (01)09исх-4790/14, из которого следует, что границы зон санитарной охраны (первого и второго поясов) источников питьевого водоснабжения Москвы определены санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы".
В соответствии с данными ОАО "Мосводоканал" спорный земельный участок расположен за границами 1А и 1Б поясов ЗСО р. Клязьма и Клязьминского водохранилища, а также расстояние от границ земельного участка до источников водоснабжения города Москвы существенно превышает нормативно установленные расстояния для границ второго пояса ЗСО (2000 м и 900 м против нормативно установленных 500 м).
Судами также установлено, что спорный земельный участок сформирован, прошел государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера, его границы описаны и удостоверены в соответствии с требованиями земельного законодательства, ограничение прав в отношении указанного земельного участка не зарегистрированы в установленном порядке в ЕГРП, споры в отношении границ земельного участка отсутствуют.
Установив указанные обстоятельства, а также приняв во внимание, что обществом в Департамент были представлены все необходимые и достаточные документы, требуемые для принятия решения о предоставлении в собственность ОАО "КСХП "Химки" испрашиваемого земельного участка, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательства и соответствуют положениям действующего законодательства.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы указывает на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку дело подлежало рассмотрению в закрытом судебном заседании ввиду того, что подлежащий исследованию в качестве доказательства разбивочно-чертежный акт (РЧА ЛГР N 42-79) относится к материалам ограниченного пользования.
Отклоняя приведенный довод, суд кассационной инстанции исходит из того, что ходатайство Департамента городского имущества города Москвы о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании было отклонено судом, поскольку обстоятельства дела могут быть установлены по представленным в материалы дела доказательствам, о чем вынесено протокольное определение от 09 октября 2014 г.
Иные доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на иной оценке исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, а поэтому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 октября 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2015 г. по делу N А40-106807/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
С.Н.Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.