город Москва |
|
20 мая 2015 г. |
Дело N А40-75262/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Нужнова С.Г., Петровой В.В.,
при участии в заседании:
от истца: Чабанова О.К., доверенность от 15.01.2015;
от ответчиков: представители не явились, извещены;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 13 мая 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчика - Правительства Москвы и третьего лица - Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 10 октября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Яниной Е.Н.,
на постановление от 03 февраля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Панкратовой Н.И., Кузнецовой Е.Е., Барановской Е.Н.,
по делу N А40-75262/14
по иску общества с ограниченной ответственностью "ПАТЕКСТРОЙАРСЕНАЛ МГ" (ОГРН: 1027700256528)
об установлении кадастровой стоимости здания
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН: 1027700485757), Правительству Москвы (ОГРН: 1027739813507), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН: 1097746680822),
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПАТЕКСТРОЙАРСЕНАЛ МГ" (далее - ООО "ПАТЕКСТРОЙАРСЕНАЛ МГ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) об установлении кадастровой стоимости здания, назначение нежилое, с кадастровым номером 77:02:0007001:1021, площадью 19.075,9 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 44, в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом от 18.04.2014 N DB2014-10348 об оценке рыночной стоимости здания в размере 1.189.690.000 руб. по состоянию 01.01.2013.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 октября 2014 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились с кассационной жалобой, в которой просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявители жалобы считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятыми с нарушением норм материального и процессуального права.
Ответчики и третье лицо - Департамент городского имущества города Москвы, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, нежилое здание, площадью 19.075,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 44, с кадастровым номером 77:02:0007001:1021, принадлежит на праве собственности истцу ООО "ПАТЕКСТРОЙАРСЕНАЛ МГ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 14.06.2007 серии 77 АД N 270098.
По заказу Правительства Москвы была проведена государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства города Москвы, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве".
Результаты внесены в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2013 (пункт 1 Постановления).
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости здания от 16.04.2014, выданной ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, кадастровая стоимость здания истца по состоянию на 01.01.2014 составляет 1.981.615.174,5 руб.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП, здание по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 44, включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год в соответствии с пункт 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций".
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного нежилого здания его рыночной стоимости, следствием чего является нарушение прав истца как владельца объекта недвижимости и плательщика налога, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости), кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судами, кадастровая стоимость спорного здания, владельцем которого является истец, была определена на основании постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" в размере 1.981.615.174,5 руб.
Согласно отчету от 18.04.2014 N DB2014-10348 об определении рыночной стоимости нежилого здания, общей площадью 19.075,9 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 44, кадастровый N 77:02:0007001:1021, выполненному ООО "Дойче Бевертунг Немецкая оценка" по заданию ООО "ПАТЕКСТРОЙАРСЕНАЛ МГ" для целей установления кадастровой стоимости объекта оценки в размере его рыночной стоимости, рыночная стоимость данного здания по состоянию на 01.01.2013 составляет 1.189.690.000 руб.
Поскольку действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, истец правомерно обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, при этом в силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости на его рыночную стоимость.
Согласно экспертному заключению Саморегулируемой организации оценщиков Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 23.04.2014 N 1364/2014-1, указанный выше отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно- правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартам и правилам оценочной деятельности.
Доказательств недостоверности названного отчета ответчиками, третьим лицом не представлено, ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Исходя из вышеизложенного, кассационная коллегия считает, что суды пришли к правомерному выводу о том, что истец является субъектом, наделенным правомочием по оспариванию кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как правомерно указали суды, истец, обращаясь в судебном порядке за установлением кадастровой стоимости в размере рыночной, самостоятельно выбрал способ защиты своего права, поскольку обязательный досудебный порядок урегулирования спора посредством обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на момент рассмотрения дела судом первой инстанции действующим законодательством еще не был предусмотрен, наличие же у истца материально-правовых требований к ответчикам обосновано несоответствием кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости и наличием у истца в силу действующего законодательства права требовать от органа кадастрового учета внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 октября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2015 года по делу N А40-75262/14 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
С.Г. Нужнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.