г. Москва |
|
21 мая 2015 г. |
Дело N А40-103447/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Крекотнева С.Н., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Юго-Запад" - Неретин А.А. доверенность от 18 марта 2015 года,
от заинтересованного лица: ФГБУ "ФКП Росреестра" - извещено, представитель не явился,
от третьих лиц: Правительство Москвы - извещено, представитель не явился,
ДГИ г. Москвы - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 19 мая 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества г.Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 18 ноября 2014 года,
принятое судьей Рыбиным Д.С.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 24 февраля 2015 года,
принятое судьями Кораблевой М.С., Левиной Т.Ю., Тихоновым А.П.,
по заявлению ООО "Юго-Запад" (ОГРН 1107746540880
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
к ФГБУ "ФКП Росреестра"
третьи лица: Правительство Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Юго-Запад" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее - Росреестр) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:77:0014007:60 площадью 6.000 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Покрышкина, вл. 4, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации торгового центра, равной его рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года в размере 238.530.445,2 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2015 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Правительство Москвы и Департамента городского имущества г.Москвы обратились с кассационной жалобой, в которой просят их отменить. В обоснование приводят доводы о том, что обществом избран не соответствующий действующим нормам Закона способ защиты, отчет не может быть признан достоверным доказательством действительной рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель общества возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, Правительство Москвы, ДГИ г. Москвы, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.fasmo.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru, своих представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без их участия.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, между Москомземом (ныне ДГИ г. Москвы) и ОАО "Квартал" был заключен договор аренды от 09 января 2002 года N М-07-020323, по условиям которого арендатору на 49 лет передан участок площадью 6000 кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Покрышкина, вл. 9, с кадастровым номером 77:77:0014007:60, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для эксплуатации торгового центра. Дополнительным соглашением от 06 марта 2014 года права и обязанности арендатора с 12 августа 2011 года перешли к ООО "Юго-Запад".
Кадастровая стоимость данного земельного участка была определена на основании Постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" в размере 294.885.000 руб..
Поскольку размер земельного налога находится в прямой зависимости от кадастровой стоимости, общество обратилось к независимому оценщику ООО "АБК - Активные Бизнес Консультации", согласно отчету которого от 21 мая 2014 года N О-29/04/14-1 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:77:0014007:60 площадью 6000 кв.м. по состоянию на 01 января 2013 года составляет 238.530.445,2 руб.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость общество обратилось в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере равной его рыночной стоимости..
Удовлетворяя заявленные требования суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2011 года N 913/11, пришли к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости и подлежит установлению в размере равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Пункт 2 названной нормы определяет, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 6 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Согласно положительному экспертному заключению Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков "СВОД", отчет от 21 мая 2014 года N О-29/04/14-1 соответствует действующему законодательству, в том числе положениям Закона об оценочной деятельности.
Вопреки доводам Правительства Москвы и ДГИ г. Москвы, отчет и экспертное заключение признаны судом надлежащими доказательствами и правомерно использованы при определении рыночной стоимости земельного участка. Доказательств как недостоверности сведений отчета, так и недопустимости доказательств в рамках статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подателями кассационной жалобы не представлено.
Суд кассационной инстанции также поддерживает выводы судов о том, что обществом не допущено одновременного изменения правовых оснований заявленного иска и материальных требований по рассмотренному исковому заявлению.
Учитывая то, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебных актов.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам, которым дана надлежащая оценка. Основания для их переоценки у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2015 года по делу N А40-103447/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.