г. Москва |
|
22 мая 2015 г. |
Дело N А40-56105/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Крекотнева С.Н.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - Акмаев А.С. по дов. N 77 АА 8031761 от 21.11.2012
от ответчика (заинтересованного лица) - не явился, извещен.
от третьих лиц - не явился, извещен.
рассмотрев 20 мая 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы; Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 12 ноября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Коноваловой Е.В.,
на постановление от 27 февраля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Кузнецовой Е.Е., Панкратовой Н.И., Сумароковой Т.Я.,
по иску ЗАО "Автобантранс" (ОГРН 1037700144305, ИНН 7723001753, 109316, г. Москва, Остаповский пр-л, д. 15)
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, 107078, г. Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1) в лице Филиала по Москве (111397, г. Москва, Зеленый пр-т, д. 20), Правительству Москвы (125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13), Департаменту городского имущества г. Москвы (115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20),
с участием третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 15), ООО "Оценочная компания Вета" (603081, Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, ул. Сурикова, д. 12, стр. 26), ОАО "Городской кадастр" (127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 35),
о пересмотре результатов определения государственной кадастровой стоимости земельного участка по основанию определения его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Автобантранс" (далее - ЗАО "Автобантранс", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительству Москвы, Департаменту городского имущества Москвы об
1) установлении кадастровой стоимости находящегося в собственности Истца земельного участка с кадастровым N 77:04:0002004:36 общей площадью 7539 кв. в. по адресу: г. Москва, Остаповский пр-д, вл. 15, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2013 г., в размере 63 660 000 руб.;
2) обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 114 681 684,81 руб. и об ее удельном показателе в размере 15 211,79 руб. за 1 кв. м, определенных по состоянию на 01.01.2013 г.;
3) обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, равной его рыночной стоимости, в размере 63 660 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2013 г.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по городу Москве, ООО "Вета", ОАО "Городской кадастр".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 ноября 2014 года, исковые требования удовлетворены в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002004:36, расположенного по адресу Москва, Остаповский проезд, владение 15, равной ее рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года в размере 63660000 руб.
Вступившее в законную силу решение является основанием внесения в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости указанного участка в размере его рыночной стоимости, равной 63660000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2015 года, решение Арбитражного суда города Москвы от 12 ноября 2014 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились с кассационной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная жалоба рассматривается в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав участников процесса и обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов суда в определении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - Постановление N 751-ПП) по состоянию на 01.01.2013 установлен удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 15 211,79 рублей, в результате чего его кадастровая стоимость составила 114 681 684, 81 руб.
Согласно отчету ООО "Оценочная компания "Вета" от 25 апреля 2014 N 02-03/14/460 рыночная стоимость спорного земельного участка не соответствует его кадастровой стоимости, рассчитанной исходя из установленных Постановлением N 751-ПП удельных показателей кадастровой стоимости, что является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Установленная в отчете оценщика рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 67 180 000 руб.
Для установления рыночной стоимости спорного земельного участка. Определением суда от 13 августа 2014 года была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО "Регион-Оценка".
Согласно заключению ООО "Регион-Оценка" от 22 сентября 2014 года N 3-2014 из выводов которого следует, что стоимость земельного участка с кадастровым номером N 77:04:0002004:36 площадью 7 539 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Остаповский проезд, вл. 15. По состоянию на 01.01.2013 составляет 63 660 000 рублей.
В силу п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу ст. 24.19 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Рыночная стоимость спорного земельного участка определялась экспертом по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости (01.01.2013), что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11, о чем упоминает в постановлении суд апелляционной инстанции.
Как указано в ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснятся, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Определение рыночной стоимости земельного участка путем заключения договора на проведение оценки с целью последующих действий по изменению кадастровой стоимости является правом лица, обязанного уплачивать за использование земли те или иные платежи (земельный налог, арендную плату).
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, закон не ограничивает возможность обращения с подобными требованиями собственников земельных участков.
На основании чего истец как собственник вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
На основании изложенного выше, следует, что рыночная стоимость участка подлежит внесению в ГКН на основании вступившего в законную силу решения и подлежит применению с 01 января 2014 года.
Доводы жалобы несостоятельны по приведенным выше основаниям.
Нарушений требований процессуального законодательства кассационная инстанция не усматривает.
Оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
Учитывая изложенное, нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 ноября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2015 года по делу А40-56105/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Н. Крекотнев |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.