город Москва |
|
26 мая 2015 г. |
Дело N А40-99804/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Дудкиной О.В., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Деловой центр Минаевский": Терещенко И.В. (дов. N Д-52 от 17.03.2014 г.), Плотника В.Н. (дов. N Д-53 от 17.03.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Золотова Л.А. (дов. N 33-Д-927/14 от 30.12.2014 г.);
от третьего лица ОАО "МОЭК": не явились, извещены;
рассмотрев 19 мая 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22 сентября 2014 г.,
принятое судьей Корогодовым И.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2015 г.,
принятое судьями Захаровым С.Л., Цымбаренко И.Б., Якутовым Э.В.,
по делу N А40-99804/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Деловой центр Минаевский" (ОГРН 1037739896424; г. Москва, ул. Сущевский вал, д. 16, стр. 5)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
о признании незаконным решения,
третье лицо: открытое акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1 1047796974092; 119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10)
УСТАНОВИЛ: 28 февраля 2001 г. между Московским земельным комитетом (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "АЛЕКО" (далее - ООО "АЛЕКО", арендатор) заключен договор долгосрочной аренды земельного участка N М-02-016740, общей площадью 3 922 кв.м., с кадастровым номером 770224024003, имеющий адресный ориентиры: г. Москва, ул. Сущевский Вал, вл. 16, стр. 1, 3, 4, для использования территории и эксплуатации зданий торгового цента.
Срок действия договора определен пунктом 2.1 и составляет 49 лет.
31 января 2001 г. к указанному выше договору между сторонами заключено дополнительное соглашение, в котором была изменена площадь земельного участка на 4 693 кв.м.
29 декабря 2003 г. дополнительным соглашением площадь земельного участка изменена на 6 637 кв.м.
В дальнейшем земельный участок был разделен на несколько земельных участков, земельному участку по договору долгосрочной аренды земельного участка от 28 февраля 2001 г. N М-02-016740 был присвоен кадастровый номер 770224024022.
Дополнительными соглашениями от 30 июля 2004 г. и 20 октября 2004 г. в договор долгосрочной аренды земельного участка от 28 февраля 2001 г. N М-02-016740 внесены изменения в части площади земельного участка с кадастровым номером 770224024022 - указав площадь 4 613 кв.м.
30 июля 2004 г. между Московским земельным комитетом (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Деловой центр Минаевский" (далее - ООО "Деловой центр Минаевский", общество, заявитель, арендатор) был заключен договор долгосрочной аренды земельного участка N М-02-022502, общей площадью 2 900 кв.м., с кадастровым номером 770224024023, имеющий адресный ориентиры: г. Москва, ул. Сущевский Вал, вл. 16, стр. 4, для эксплуатации торгового комплекса, со сроком аренды 49 лет.
В последующем права и обязанности по договору долгосрочной аренды земельного участка от 28 февраля 2001 г. N М-02-016740 были переданы от ООО "АЛЕКО" к ООО "Деловой центр Минаевский" (Новый арендатор) на основании дополнительного соглашения от 06 марта 2006 г.
Таким образом, ООО "Деловой центр Минаевский" является арендатором земельных участков площадью 4 613 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0024024:24 и площадью 2 900 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0024024:23, используемые им для эксплуатации нежилых зданий, принадлежащих обществу на праве собственности.
В 2007 году открытое акционерное общество "Московская теплосетевая компания" (в настоящее время открытое акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - ОАО "МОЭК", третье лицо) завершило строительство линейного объекта - прокладку подземной теплотрассы, проходящей в пределах границ указанных выше земельных участков с кадастровыми номерами: 77:02:0024024:24 и 77:02:0024024:23.
В целях наиболее эффективного использования арендуемой территории заявитель обратился к ОАО "МОЭК" с просьбой согласовать ситуационный план по организации подземной автостоянки, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 16, стр. 1 и 3.
Письмом N ЯР-12/278 от 08 февраля 2007 г. "О согласовании ситуационного плана" ОАО "Московская теплосетевая компания" в адрес общества был направлен ответ, из которого следует, что ОАО "Московская теплосетевая компания" согласовывает ситуационный план по реконструкции административно-делового центра в литерах "А-В-С-Д-А" при следующих условиях: неукоснительное соблюдение охранной зоны теплотрассы; дать гарантийное письмо об обеспечении круглосуточного допуска персонала ОАО "Московская теплосетевая компания" на данную территорию; предоставлять данную территорию для производства работ на теплотрассе по первому требованию ОАО "Московская теплосетевая компания"; запрещается устройство стоянок всех видов автотранспорта и механизмов в местах прохождения теплотрассы и в ее охранной зоне; дать гарантийное письмо о непредъявлении материальных претензий в случае разрыва теплотрассы и нанесения ущерба автотранспорту и другим материальным ценностям, попадающих в охранную зону теплотрассы; в случае земляных работ на теплотрассе при ликвидации повреждения и планового ремонта, восстановление благоустройства производится силами и за счет ООО "Деловой центр Минаевский"; при установки ограждений предусмотреть съемно-разъемное ограждение в местах пересечения с теплотрассой и в ее охранной зоне; запрещается посадка деревьев и кустарников в охранной зоне теплотрассы; запрещаются любые виды складирования в охранной зоне теплотрассы; запрещается установка любых сооружений и конструкций в охранной зоне теплотрассы; запрещается устройство въезда - выезда в местах прохождения теплотрассы и в ее охранной зоне; перед началом любых земляных работ в охранной зоне теплотрассы, вызывать представителя 9-го эксплуатационного района ООО "Деловой центр Минаевский".
Размер участка, занимаемого тепловым коллектором и его охранной зоной, в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0024024:24 и 77:02:0024024:23 составляет 39,2 кв.м. и 1 776,6 кв.м. соответственно.
Общая площадь земельного участка, занимаемого тепловым коллектором и его охранной зоной входящего в состав земельных участков, принадлежащих заявителю на праве аренды составляет: 39,2 + 1 776,6 = 1 815,8 кв.м.
21 мая 2014 г. ООО "Деловой центр Минаевский" обратилось в службу "одного окна" Департамента городского имущества города Москвы (далее - ответчик) с заявлением N 33-5-15150/14-(0)-0 по предоставлению государственной услуги "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Сущевский Вал, вл. 16, стр. 1, 3, 4, 6, приложив следующий пакет документов: документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя; документы, подтверждающие право собственности на здания, строения, сооружения, кадастровые паспорта на здания, строения, сооружения, кадастровые выписки о земельных участках, копии договоров аренды и дополнительных соглашений к ним.
Также заявителем приложена пояснительная записка от 21 мая 2014 г., согласно которой разделение обоих земельных участков и образование из них третьего необходимо, в связи с тем, что по их территории проходит городской тепловой коллектор, принадлежащий ОАО "МОЭК", а также его охранная зона, общая площадь которого составляет 1 815,8 кв.м., в связи с чем требуется формирование и определение границ земельного участка, занимаемого коллектором и его охранной зоной, а также установление разрешенного использования вновь образованного земельного участка, в соответствии с действующим законодательством г. Москвы.
К пояснительной записке в виде отдельного документа приложен технический отчет, содержащий абрис (схема привязки землеотводов), план границ земельного участка, линии градостроительного регулирования.
Письмом от 27 мая 2014 г. за N 33-5-15150/14-(0)-1 Департамент городского имущества города Москвы отказал ООО "Деловой центр Минаевский" в оказании государственной услуги по основаниям, предусмотренным пунктом 2.10.1.2 Приложения 15 к Постановлению Правительства Москвы N 199-ПП от 15 мая 2012 г. "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
В обоснование данного отказа Департамент городского имущества города Москвы указал на то, что для эксплуатации зданий по адресам: г. Москва, ул. Сущевский Вал, вл. 16, стр. 1, 3, 4, 6 сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки площадью 4 613 кв.м. и 2 900 кв.м. с кадастровыми номерами 77:02:0024024:24 и 77:02:0024024:23. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости пересечение границ указанных земельных участков с границами смежных земельных участков отсутствует. Проектом межевания территории квартала для эксплуатации данных зданий определен земельный участок в больших границах. Согласно линиям градостроительного регулирования части земельных участков расположены в границах технической зоны. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28 августа 2007 г. N 753-ПП "Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве" для земельных участков и их частей, попадающих в техническую (охранную) зону подземных сооружений, устанавливается ограничение "запрещается проведение земляных работ без получения соответствующего разрешения". Каких-либо иных ограничений для использования таких земельных участков не установлено.
На основании изложенного Департамент городского имущества города Москвы пришел к выводу об отсутствии оснований для уменьшения площади рассматриваемых земельных участков.
Считая свои права нарушенными, ООО "Деловой центр Минаевский" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным решения от 27 мая 2014 г. N 33-5-15150/14-(0)-1 об отказе в выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, занимаемого тепловым коллектором и его охранной зоной на земельных участках с кадастровыми номерами 77:02:0024024:24 и 77:02:0024024:23 и об обязании Департамент городского имущества города Москвы выдать указанное распоряжение.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "МОЭК".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 сентября 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2015 г., заявленные требования удовлетворены, признан недействительным отказ Департамента городского имущества города Москвы, оформленный письмом от 27 мая 2014 г. N 33-5-15150/14-(0)-1. Суд также обязал Департамент городского имущества города Москвы в срок не позднее тридцати дней с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда выдать ООО "Деловой центр Минаевский" распоряжение земельного участка, занимаемого тепловым коллектором и его охранной зоной на земельных участках с кадастровыми номерами 77:02:0024024:24 и 77:02:0024024:23.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Деловой центр Минаевский" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу от ОАО "МОЭК" не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представители ООО "Деловой центр Минаевский" возражали против ее удовлетворения.
Представитель ОАО "МОЭК" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" (статьи 1, 3, 15, 17) предусмотрено, что зоны с особыми условиями использования территории являются объектами землеустройства, в отношении которых в обязательном порядке проводится землеустройство.
Согласно статье 68 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель.
Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства установлен приказом Минэкономразвития России от 03 июня 2011 г. N 267, пунктом 8 которого предусмотрено, что в результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 514, основанного на статье 24 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве", юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны передавать в фонд данных (ГКФ) 1 экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в месячный срок со дня ее утверждения.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 688 "Об утверждении правил установления на местности границ объектов землеустройства" установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.
Следовательно, сведения об указанном объекте должны поступить в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с требованиями, установленными статьями 64 и 65 Приказа Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 г. N 42 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости", в Реестр вносятся следующие сведения о местоположении границы земельного участка: дополнительные сведения, уточняющие описание отдельных частей границы земельного участка (наименования природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, в том числе линейных объектов, если местоположение отдельных частей границы земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов).
В Реестр вносятся также сведения о частях земельного участка, а именно описание местоположения границы части земельного участка в объеме сведений, предусмотренных межевым планом, а также картой (планом) объекта землеустройства и в соответствии с пунктом 72.1 Порядка (в случае если часть земельного участка образована в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории).
Порядок внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр недвижимости, их состав и объем, определен статьей 10 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.4.1.6 Административного регламента право на получение государственной услуги "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории" имеют, в частности, юридические лица, являющиеся арендаторами земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы и на которых расположены здания, строения, сооружения либо помещения.
Пунктом 2.10.1.2 Административного регламента установлено, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является невозможность предоставления государственной услуги по основаниям, предусмотренным федеральными законами и нормативными правовыми актами города Москвы.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что оспариваемый отказ Департамента городского имущества города Москвы не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку договор аренды указанных выше земельных участков был заключен значительно раньше, чем осуществлено строительство коллектора.
При этом отклоняя ссылку Департамента городского имущества города Москвы о том, что проектом межевания территории квартала для эксплуатации данных зданий определен земельный участок в больших границах, суды приняли во внимание, что земельные участки предоставлены заявителю под целевое использование - использование территории и для эксплуатации зданий на них расположенных, а не для эксплуатации или содержания городского коллектора, а также то, что земельные участки в указанных площадях были переданы заявителю значительно ранее, чем состоялось строительство коллектора.
Приняв во внимание, что земельный участок под тепловым коллектором не сформирован, сведения об ограничениях в пользовании данными земельными участками в сведения Государственного кадастра не внесены, а также то, что заявитель не имеет возможности изменить разрешенное использование земельных участков, занятых тепловым коллектором, и как следствие произвести перерасчет арендной платы по договорам аренды, и внести соответствующие изменения в заключенные договоры, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательства и соответствуют положениям действующего законодательства.
В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводами судов.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Суд кассационной инстанции также обращает внимание, что в оспариваемом отказе содержится лишь указание на отсутствие оснований для уменьшения площади рассматриваемых земельных участок. Каких-либо иных оснований не приведено.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 сентября 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2015 г. по делу N А40-99804/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.