г. Москва |
|
04 июня 2015 г. |
Дело N А40-108455/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АЛМ-СТРОЙ" -Милосердова С.В. по дов. от 01.01.2015 N 32,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве -Помогаевой О.В. по дов. от 22.05.2015 N 10914/2015,
от третьих лиц - 1) ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве" -не явился, извещен,
2) Департамента городского имущества города Москвы -не явился, извещен,
3) Правительства Москвы -не явился, извещен,
4) Национального совета по оценочной деятельности - не явился, извещен,
рассмотрев 02 июня 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на постановление от 12 февраля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Панкратовой Н.И., Барановской Е.Н., Кузнецовой Е.Е.,
по делу N А40-108455/14,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛМ-СТРОЙ" (ОГРН 1027700094993)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании недействительным решения
третьи лица: ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве"; Департамент городского имущества города Москвы; Правительство Москвы; Национальный совет по оценочной деятельности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АЛМ-СТРОЙ"" (далее - ООО "АЛМ-СТРОЙ", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 17.06.2014 об отказе в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001017:59 и определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и обязании вынести решение о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001017:59 в размере его рыночной стоимости, на основании отчета N 0136/14 от 12.03.2014 г., что составляет 102 332 763 руб. (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра", Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы, Национальный совет по оценочной деятельности".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 ноября 2014 года в удовлетворении заявления было отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2015 года решение отменено, требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным постановлением, Управление и третьи лица - Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых просят его отменить как незаконное и необоснованное, оставив в силе решение суда.
Третьи лица, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия указанных лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда и отзыва на жалобы не поступило.
В судебном заседании представитель заявителя - Управления поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, представитель общества просил жалобы отклонить, считая обжалованное постановление соответствующим требованиям законодательства и представленным в дело доказательствам.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых пор делу судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "АЛМ-СТРОЙ" в соответствии с договором аренды земельного участка N М-09-026579 от 24.05.2004, заключенным с Департаментом городского имущества города Москвы, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001017:59, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Смольная, вл. 14, общей площадью 4 876 кв. м, с разрешенным использованием - под торговую деятельность.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы. Указанное Постановление вступило в силу с 01.01.2014.
В соответствии с данным Постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001017:59 была определена в размере 175 761 175 руб. 47 коп. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
Не согласившись с размером кадастровой стоимости, общество провело оценку рыночной стоимости земельного участка.
Так, в соответствии с Отчетом об оценке рыночной стоимости арендуемого земельного участка от 12.03.2014 N 0136/14, составленным привлеченным обществом оценщиком - ООО "ЭнПиВи Консалтинг", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001017:59 по состоянию на 01.01.2013 составила 102 332 763 руб.
Согласно Экспертному заключению 12.05.2014 года N 329/05/014, подготовленным Экспертным советом НП СОО "Сибирь" данный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Общество на основании статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001017:59 в соответствии с его рыночной стоимостью, так как кадастровая стоимость указанного участка значительно превышает рыночную стоимость.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности", подлежит определению на дату установления кадастровой стоимости. При этом Президиум исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности" от 29.07.1998 N 135-ФЗ прямо предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости (в редакции Закона на дату обращения общества в Комиссию) могли быть оспорены как в суде, так и в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности заявителя.
Решением Комиссии 17.06.2014 заявление общества было отклонено.
Полагая, что решение Комиссии не соответствует закону, а также нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось с заявлением в суд.
Оценив представленные обществом отчеты на предмет их соответствия требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности", Приказу Минэкономразвития России от 04 июля 2011 года N 328, которым утвержден федеральный стандарт оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)", учитывая правовые подходы, изложенные в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2005 года N92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", наличие положительного экспертного заключения, суд апелляционной инстанций пришел к выводу о том, что у Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве не имелось оснований для отказа в пересмотре кадастровой стоимости указанного выше земельного участка.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда о применении норм права соответствуют установленным им обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
При этом в соответствии с требованиями пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции обеспечил реализацию принятого судебного акта и устранил нарушения прав и законных интересов общества, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001017:59 в размере его рыночной стоимости на основании Отчета N 0136/14 от 12.03.2014 в размере 102 332 763 рубля.
В свою очередь у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов суда и учета доводов кассационных жалоб, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, в любом случае влекущих отмену судебного акта согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2015 года по делу N А40-108455/14 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.