г. Москва |
|
09 июня 2015 г. |
Дело N А40-107762/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Долгашевой В.А., Красновой С.В.
при участии:
от истца Рябовой Л.В., дов. от 09.01.2015 N 1, Черкашина Ф.И., дов. от 20.03.2015 N 15/15
рассмотрев 02 июня 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - ответчика и третьего лица
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 27 ноября 2014 года,
принятое судьей Березовой О.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 25 марта 2015 года,
принятое судьями Тихоновым А.П., Левиной Т.Ю., Савенковым О.В.,
по делу N А40-107762/13
по иску открытого акционерного общества "АРЗ-3" к Правительству Москвы, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной
третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Департамент городского имущества города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "АРЗ-3" (далее - ОАО "АРЗ-3", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением (с учетом уточнения) к Правительству Москвы, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004026:1, расположенного по адресу г. Москва, ул. Большая Декабрьская, вл. 3, стр. 1 - 15, 38, равной его рыночной стоимости в размере 997 436 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2012. Также просило обязать кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2012.
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Департамент городского имущества города Москвы (далее - департамент).
Решением названного суда от 27.11.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015, иск удовлетворен.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, Правительство Москвы и департамент подали кассационную жалобу, в которой просят их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослались на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представители общества просили жалобу отклонить по мотивам, указанным в письменных возражениях. Иные участвующие в деле лица считаются извещенными о рассмотрении жалобы, поскольку информация о ее принятии к производству суда кассационной инстанции размещена 25.04.2015 на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Как установлено судами, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004026:1.
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП в отношении земельного участка общества установлена кадастровая стоимость в размере 2 159 519 138 руб. 38 коп., определенная по состоянию на 01.01.2012.
Посчитав, что кадастровая стоимость земельного участка необоснованно завышена, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. В обоснование иска общество представило отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный ООО "БлицСервис". Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составляла 997 436 000 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 66 ЗК РФ указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству общества была назначена судебная экспертиза представленного ОАО "АРЗ-3" отчета об оценке.
Экспертным заключением подтверждено соответствие составленного ООО "БлицСервис" отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004026:1 требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), федеральным стандартам оценки. Данным экспертным заключением также установлено, что рыночная стоимость спорного земельного участка стоимость определена правильно и по состоянию на 01.01.2012 составляла 997 436 000 руб.
Оценив представленные доказательства, результаты судебной экспертизы, суды признали заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд первой инстанции отклонил довод Правительства Москвы и департамента о том, что на момент рассмотрения иска оспариваемая кадастровая стоимость утратила актуальность в связи с принятием Постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП.
Как верно указал суд, на момент судебного разбирательства (резолютивная часть решения объявлена 20.11.2014) Закон об оценочной деятельности действовал в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ. Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности (в указанной редакции) в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Учитывая, что общество обратилось в арбитражный суд в 2013 году, когда в государственном кадастре недвижимости содержались сведения о кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 01.01.2012, у судов не имелось правовых оснований для отклонения иска по изложенному Правительством Москвы и департаментом доводу.
Довод жалобы о том, что Правительство Москвы не является надлежащим ответчиками, подлежит отклонению. Правительство Москвы в силу постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" принимает решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости и утверждает полученные результаты государственной кадастровой оценки. В этой связи иск об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка правомерно предъявлен к Правительству Москвы.
Довод кассационной жалобы об избрании обществом ненадлежащего способа защиты нарушенного права подлежит отклонению.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления в суд) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На момент подачи иска действующим законодательством еще не был предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора посредством обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В связи с чем обращение с настоящим иском в арбитражный суд свидетельствует об избрании обществом способа защиты нарушенного права в рамках законодательства.
Утверждение заявителей кассационной жалобы о том, что представленный обществом отчет об оценке не является надлежащим доказательством, неосновательно. Как установлено судом, отчет соответствует требованиям законодательства и подтверждает рыночную стоимость объекта оценки.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов судов двух инстанций и также подлежат отклонению.
С учетом изложенного основания для отмены обжалованных судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27 ноября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2015 года по делу N А40-107762/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.