г. Москва |
|
29 июня 2015 г. |
Дело N А40-69778/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Маяк Эстейт-Менеджмент" Д.У. закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Маяк-Недвижимость" - не явился (извещен надлежаще)
от ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился (извещен надлежаще)
от третьих лиц - 1) Правительства Москвы - не явился (извещен надлежаще)
2) Департамента городского имущества города Москвы - Самойлова Е.А. - дов. от 15.06.2015 N 33-Д-225/15
3) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - не явился (извещен надлежаще)
4) общества с ограниченной ответственностью "Городской консультационный центр" - не явился (извещен надлежаще)
5) общества с ограниченной ответственностью "ЭсАрДжи-Оценка" - не явился (извещен надлежаще)
6) саморегулируемой организации оценщиков "Некоммерческое партнерство "Деловой союз оценщиков" - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 23 июня 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 19 ноября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Рыбиным Д.С.,
на постановление от 05 марта 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Панкратовой Н.И., Сумароковой Т.Я., Кузнецовой Е.Е.,
по делу N А40-69778/14
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маяк Эстейт-Менеджмент" Д.У. закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Маяк-Недвижимость"
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной
третьи лица: Правительство Москвы; Департамент городского имущества города Москвы; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве; общество с ограниченной ответственностью "Городской консультационный центр"; общество с ограниченной ответственностью "ЭсАрДжи-Оценка"; саморегулируемая организация оценщиков "Некоммерческое партнерство "Деловой союз оценщиков"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Маяк Эстейт-Менеджмент" (далее - Общество) Д.У. закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Маяк-Недвижимость" обратилось в Арбитражный суд города Москвы к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) со следующими требованиями:
- обязать Кадастровую палату внести в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в качестве кадастровой стоимости земельного участка площадью 30 000 кв.м с кадастровым номером 50:27:0030114:50, относящегося к категории земель населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно ориентира по адресу: Москва, поселение Михайлово-Ярцевское, д. Сенькино-Секерино, его рыночную стоимость, равную 46 124 739 руб. 94 коп. и определенную по состоянию на 01.01.2013;
- обязать Кадастровую палату внести в ГКН в качестве кадастровой стоимости земельного участка площадью 26 127 кв.м с кадастровым номером 50:27:0030114:51, относящегося к категории земель населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно ориентира по адресу: Москва, поселение Михайлово-Ярцевское, д. Сенькино-Секерино, его рыночную стоимость, равную 40 956 135 руб. 39 коп. и определенную по состоянию на 01.01.2013.
Кроме того, истец просил взыскать с ответчика 200 000 руб. судебных расходов по экспертизе об определении рыночной стоимости земельных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, общество с ограниченной ответственностью "Городской консультационный центр", общество с ограниченной ответственностью "ЭсАрДжи-Оценка" и саморегулируемая организация оценщиков "Некоммерческое партнерство "Деловой союз оценщиков".
Суд первой инстанции решением от 19.11.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.03.2015, удовлетворил иск, а также взыскал с Кадастровой палаты в пользу Общества 200 000 руб. расходов по экспертизе.
В кассационной жалобе Правительство Москвы и Департамент, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просят отменить решение от 19.11.2014 и постановление от 05.03.2015 и отказать в иске.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является управляющей компанией закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Маяк-Недвижимость" на основании правил доверительного управления.
Владельцам инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Маяк-Недвижимость" на праве общей долевой собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 50:27:0030114:50 и 50:27:0030114:51, относящиеся к категории земель населенных пунктов, местоположение которых установлено относительно ориентира по адресу: Москва, поселение Михайлово-Ярцевское, д. Сенькино-Секерино, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 28.12.2012 серии 77-АО N 552533 и серии 77-АО N 552535.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП (далее - Постановление N 751-ПП) утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, вступившие в силу с 01.01.2014.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 751-ПП, определена по состоянию на 01.01.2013.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030114:50 установлена в размере 100 099 800 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030114:51 установлена в размере 87 465 357 руб. 90 коп.
В соответствии с отчетом от 31.03.2014 N 318-ДА-АА/13 об оценке рыночной стоимости земельных участков, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "ЭсАрДжи-Оценка", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030114:50 по состоянию на 01.01.2013 составляет 46 124 739 руб. 94 коп.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030114:51 по состоянию на 01.01.2013 составляет 40 956 135 руб. 39 коп.
Согласно положительному экспертному заключению от 25.04.2014 N 571/04/14, выполненному некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", отчет от 31.03.2014 N 318-ДА-АА/13 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Общество обратилось с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что поскольку кадастровая стоимость названных земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость, то она должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в размере рыночной стоимости.
Суды обеих инстанций, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Общество по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признается налогоплательщиком в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд. При этом в силу статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 того же Кодекса обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истец в обоснование своих требований представил суду отчет от 31.03.2014 N 318-ДА-АА/13 об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков. Соответствие данного отчета требованиям Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением от 25.04.2014 N 571/04/14, выполненным некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков".
Суды, исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ указанные отчет и экспертное заключение, не нашли оснований не доверять сведениям, приведенным в этих документах. При этом ни Правительство Москвы, ни Департамент, не представили доказательств недостоверности сведений, приведенных в отчете и экспертном заключении, а также того, что рыночная стоимость спорных земельных участков, определенная по состоянию на 01.01.2013, является иной. Ни ответчик, ни другие лица не заявляли ходатайства о проведении судебной экспертизы.
С учетом фактических обстоятельств настоящего дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом от 31.03.2014 N 318-ДА-АА/13.
Довод жалобы о том, что суды неправильно посчитали отчет оценщика надлежащим доказательством, подлежит отклонению, так как оценка того или иного доказательства не является выводом о применении нормы права, соответствие которого установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам проверяет суд кассационной инстанции в силу части третьей статьи 286 АПК РФ.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19 ноября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2015 года по делу N А40-69778/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.