г. Москва |
|
2 июля 2015 г. |
Дело N А40-115433/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Денисовой Н.Д.,
судей: Аталиковой З.А., Кобылянского В.В.
при участии в заседании:
от истца:Карташян Л.С. дов. от 26.06.2014
от ответчика: ООО ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Москве
от третьего лица: Департамента городского имущества города Москвы
от третьего лица: Правительства Москвы
рассмотрев 01 июля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу третьих лиц Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 05 декабря 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Яниной Е.Н.,
на постановление от 11 марта 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кораблевой М.С., Тихоновым А.П., Левиной Т.Ю.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ТВК ГЕМ"
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Москве
третьи лица: Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы
об установлении кадастровой стоимости здания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТВК ГЕМ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы об установлении кадастровой стоимости здания (объекта капитального строительства) с кадастровым номером 77:01:0006029:1092, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Золоторожский вал, д. 42 по состоянию на 01.01.2013 года в размере его рыночной стоимости, а именно в сумме 808 813 000 руб.; об обязании Департамента городского имущества города Москвы внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость здания (объекта капитального строительства) с кадастровым номером 77:01:0006029:1092, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Золоторожский вал, д. 42, в размере 808 813 000 руб. в качестве кадастровой стоимости данного здания (объекта капитального строительства).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2014 произведена замена ненадлежащих ответчиков Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Москве, Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.12.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015 иск удовлетворен в части установления кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006029:1092 расположенное по адресу г. Москва, ул. Золоторожский вал, д. 42, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 г. в размере 808 813 000 руб., в остальной части отказано.
При этом суды исходили из того, что кадастровая стоимость спорного нежилого здания, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы общества.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворения иска, третьи лица Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились с кассационной жалобой, в которой просят отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции в части удовлетворения иска и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование кассационной жалобы заявители ссылаются на нарушение судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы третьих лиц Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
Представитель истца ООО "ТВК ГЕМ" против удовлетворения кассационной жалобы возражал, просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
ООО "ТВК ГЕМ" представлен отзыв на кассационную жалобу, который не приобщен к материалам дела в силу ст. 279 АПК РФ, так как отсутствуют доказательства его заблаговременного направления участникам спора.
Третьи лица., заявители кассационной жалобы Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, а также ответчик ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Москве, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя, явившегося в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
Судами установлено, и подтверждается материалами дела, что истец является собственником нежилого здания, площадью 6547,6 кв. м, расположенного по адресу г. Москва, ул. Золоторожский вал, дом 42, с кадастровым номером 77:01:0006029:1092, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 22.12.1999 серии 77 АБ N 442934.
По заказу Правительства Москвы была проведена государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства города Москвы, результаты которой установлены Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве". Результаты внесены в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2013 г., кадастровая стоимость здания истца по состоянию на 01.01.2013 г. установлена в размере 1 847 582 387руб.10 коп.
Считая, что кадастровая стоимость здания, утвержденная на 01.01.2013 г. и вступившая в силу с 01.01.2014 г. значительно превышает рыночную стоимость здания, чем нарушаются права ООО "ТВК ГЕМ" как собственника данного имущества, так и плательщика налога на имущество организаций, что послужило основанием для обращения ООО "ТВК ГЕМ" в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя исковые требования суды исходили из следующего.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость спорного здания, владельцем которого является истец, была определена на основании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и установлена в размере 1 847 582 387 руб. 10 коп.
Истцом в материалы дела представлен отчет N 31-14-ОКС об определении рыночной стоимости нежилого здания общей площадью 6547,6 кв. м, расположенное по адресу г. Москва, ул. Золоторожский вал, д. 42, кадастровый N 77:01:0006029:1092, выполненному ООО "Бизнес Оценка" по заданию ООО "ТВК ГЕМ" для целей установления кадастровой стоимости объекта оценки в размере его рыночной стоимости, рыночная стоимость данного здания по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 808 813 000 руб.
Саморегулируемой организацией оценщиков Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", экспертом Фоменко А.Н. подготовлено положительное экспертное заключение N 2378/2014 от 02.07.2014 на вышеуказанный отчет оценщика.
В соответствии со статьей 3 Закона N 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Из Постановления Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, следует, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом ее проведения (массовым характером).
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 определена правовая позиция, согласно которой установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В статье 12 Закона об оценочной деятельности закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика (статья 75 Кодекса), который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки. Статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика, которая может быть истребована судом в случае представления ответчиком доказательств (мотивированных возражений) несоответствия отчета независимого оценщика требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (статья 65 Кодекса). При этом Кодекс не закрепляет приоритет заключения судебного эксперта перед иными полученными в установленном порядке доказательствами (статьи 71 и 86 Кодекса).
Выводы, содержащиеся в отчете, не были опровергнуты участвующими в деле лицами. Доказательств иной величины рыночной стоимости нежилого здания ответчиком не представлено. Таким образом, отчет об определении рыночной стоимости N 31-14-ОКС от 26.05.2014 г., выполненный ООО "Бизнес Оценка" отвечает требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" и федеральным стандартам оценки.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание то, что кадастровая стоимость названного нежилого здания, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы ООО "ТВК ГЕМ", суды первой и апелляционной инстанции обоснованно признали требование истца об установлении кадастровой стоимости нежилого здания площадью 6547,6 кв. м, расположенное по адресу г. Москва, ул. Золоторожский вал, д. 42 с кадастровым номером 77:01:0006029:1092, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 г. в размере 808 813 000 руб.
Довод заявителей кассационной жалобы о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, был предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и правомерно им отклонен.
Истец обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим исковым заявлением 23.07.2014, то есть после вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (22.07.2014), к спорным правоотношения применимы положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Следовательно, с 22.07.2014 при оспаривании кадастровой стоимости земельных участков юридическими лицами законодательство предусматривает обязательное соблюдение досудебного (претензионного) порядка разрешения такого спора в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Истец представил доказательства обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости и принятие комиссией решения об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта.
Правовые позиции, примененные судами, соответствуют их толкованию в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
В части отказа в иске судебные акты не обжалуются.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы, полностью повторяющие доводы апелляционной жалобы, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, все доводы кассационной жалобы приводились при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции и им была дана надлежащая оценка.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 декабря 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2015 года по делу А40-115433/14 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Д. Денисова |
Судьи |
З.А. Аталикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
...
Правовые позиции, примененные судами, соответствуют их толкованию в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 июля 2015 г. N Ф05-5478/15 по делу N А40-115433/2014