город Москва |
|
07 июля 2015 г. |
Дело N А40-30885/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "Ремонтно-механический завод "Краснопахорский": Кулешовой Л.В. (дов. от 22.11.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Правительства Москвы: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Васневой С.А. (дов. N 33-Д-842/14 от 29.12.2014 г.);
от третьего лица Администрации Подольского муниципального района: не явились, извещены;
от третьего лица Комитета по управлению имуществом администрации Подольского муниципального района: не явились, извещены;
рассмотрев 02 июля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03 декабря 2014 г.,
принятое судьей Березовой О.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2015 г.,
принятое судьями Барановской Е.Н., Сумароковой Т.Я., Панкратовой Н.И.,
по делу N А40-30885/2014
по иску открытого акционерного общества "Ремонтно-механический завод "Краснопахорский" (ОГРН 1035011455049; 142150, г. Москва, с. Красная Пахра, Калужское шоссе, д. 6)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20), Правительству Москвы (ОГРН 1027739813507; 125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13)
о признании недействительным распоряжения, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
третьи лица: Администрация Подольского муниципального района (ОГРН 1035007205100; 142100, Московская область, г. Подольск, ул. Кирова, д. 4); Комитет по управлению имуществом администрации Подольского муниципального района (142100, Московская область, г. Подольск, ул. Кирова, д. 4)
УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество "Ремонтно-механический завод "Краснопахорский" (далее - ОАО "РМЗ "Краснопахорский", общество, истец) создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 721 от 01 июля 1992 г. "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственный предприятий в акционерные общества" в результате приватизации государственного предприятия Краснопахорского ремонтно-механического завода.
ОАО "РМЗ "Краснопахорский" является собственником промышленного объекта - Главного корпуса, 2 - этажного, общей площадью 12 561,80 кв.м., инв. N 211:064-8365-А, лит. А, расположенного по адресу: г. Москва, п. Краснопахорское, д. Красная Пахра, территория ОАО "РМЗ "Краснопахорский", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77-АО 522351 от 25 февраля 2013 г. (повторное, взамен свидетельства серии 50 НБ N 268005 от 04 июня 2007 г.).
Указанное здание расположено на земельном участке по адресу: Московская область, Подольский район, пос. Красная Пахра с кадастровым номером 50:27:0020104:0042.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 02 ноября 2011 г. за ОАО "РМЗ "Краснопахорский" признано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020104:0042, общей площадью 13 825 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Подольский район, пос. Красная Пахра.
В мае 2012 года ОАО "РМЗ "Краснопахорский" обратилось в Администрацию Подольского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020104:0042, на котором располагается указанный выше объект недвижимости.
21 июня 2012 г. Администрацией Подольского муниципального района Московской области издано постановление N 2953 "О предоставлении в собственность ОАО "РМЗ "Краснопахорский" земельного участка в с. Краснопахорское с.п. Красная Пахра", согласно которому ОАО "РМЗ "Краснопахорский" представлен в собственность за плату земельный участок площадью 13 825 кв.м. с кадастровым номером 50:27:0020104:42, расположенный по адресу: Московская область, Подольский район, сельское поселение Краснопахорское, с. Красная Пахра, из земель государственной собственности, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "под производственные цели и проезд", на котором расположен объект недвижимого имущества (Главный корпус), принадлежащий ОАО "РМЗ "Краснопахорский" на праве собственности.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации N 560-СФ от 27 декабря 2011 г. "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" с 1 июля 2012 г. к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве присоединены новые территории, в том числе территория, на которой расположен спорный земельный участок.
Поскольку проект договора купли-продажи земельного участка Комитетом по управлению имуществом Администрации Подольского муниципального района обществом не направлялся, ОАО "РМЗ "Краснопахорский" 16 апреля 2013 г. обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о заключении такого договора.
К указанному заявлению обществом также было приложено постановление Администрации Подольского муниципального района Московской области N 2953 от 21 июня 2012 г. "О предоставлении в собственность ОАО "РМЗ "Краснопахорский" земельного участка в с. Краснопахорское с.п. Красная Пахра".
27 декабря 2013 г. Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение N 7511-11 ДГИ "О предоставлении ОАО "РМЗ "Краснопахорский" в собственность земельного участка по адресу: г. Москва, с/о Краснопахорский, с. Красная Пахра (Троицкий административный округ города Москвы)".
Указанным распоряжением была определена стоимость земельного участка в размере 19 102 832 руб. (пункт 3 распоряжения).
На основании указанного распоряжения Департаментом городского имущества города Москвы подготовлен договор купли-продажи земельного участка (проект) (далее - Проект договора) и направлен в адрес ОАО "РМЗ "Краснопахорский".
Не согласившись с выкупной ценой земельного участка, ОАО "РМЗ "Краснопахорский" направило в адрес Департамента земельных ресурсов города Москвы протокол разногласий с предложением изменить редакцию договора купли-продажи земельного участка в части цены выкупа земельного участка в размере десятикратной ставки земельного налога.
Письмом за N 33-5-10510/13-(4) от 13 февраля 2014 г. Департамент земельных ресурсов города Москвы отказал обществу в принятии разногласий общества в части цены выкупа земельного участка по адресу: г. Москва, с/о Краснопахорский, с. Красная Пахра по причине того, что субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации (пункт 5 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем у Департамента земельных ресурсов города Москвы нет правовых оснований для исполнения постановления Администрации Подольского муниципального района Московской области N 2953 от 21 июня 2012 г. "О предоставлении в собственность ОАО "РМЗ "Краснопахорский" земельного участка в с. Краснопахорское с.п. Красная Пахра".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "РМЗ "Краснопахорский" в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании недействительным распоряжения Департамента городского имущества города Москвы N 7511-11 ДГИ от 27 декабря 2013 г. "О предоставлении ОАО "РМЗ "Краснопахорский" в собственность земельного участка по адресу: г. Москва, с/о Краснопахорский, с. Красная Пахра (Троицкий административный округ города Москвы)" в части установления цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020104:42 в размере его кадастровой стоимости и об обязании Департамент городского имущества города Москвы заключить договор купли-продажи указанного земельного участка по цене, равной 2,5% от его кадастровой стоимости, установленной на дату подачи истцом заявления о приобретении земельного участка в собственность и на дату принятия Администрацией Подольского муниципального района Московской области решения о предоставлении обществу земельного участка в собственность, на условиях, указанных в проекте договора, направленного истцу Департаментом городского имущества города Москвы, но в редакции протокола разногласий, подготовленного обществом, и с учетом того, что цена выкупа земельного участка составляет не 10-кратную ставку земельного налога, а 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, поскольку на участке находится объект недвижимости, ранее отчужденный из государственной (муниципальной) собственности (с учетом уточнения (изменения) требований).
В обосновании заявленных требований обществом указано на то, что поскольку заявление о приобретении земельного участка в собственность подано им в период до 01 июля 2012 г., как собственником объекта недвижимости, ранее отчужденного из государственной (муниципальной) собственности, выкупная цена участка для него должна составляет 2,5 % от кадастровой стоимости, установленной на дату подачи заявления, то есть в размере 678 213 руб. 03 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Подольского муниципального района и Комитет по управлению имуществом администрации Подольского муниципального района.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 декабря 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2015 г., исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал Департамент городского имущества города Москвы заключить с ОАО "РМЗ "Краснопахорский" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:27:00020104:42 на условиях проекта договора, составленного Департаментом городского имущества города Москвы, с изложением спорных пунктов в представленной редакции. В удовлетворении требований общества о признании незаконным распоряжения Департамента городского имущества города Москвы N 7511-11 ДГИ от 27 декабря 2013 г. "О предоставлении ОАО "РМЗ "Краснопахорский" в собственность земельного участка по адресу: г. Москва, с/о Краснопахорский, с. Красная Пахра (Троицкий административный округ города Москвы)" в части установления цены выкупа земельного участка отказано.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит об отмене судебных актов в части удовлетворения исковых требований, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая, что истец обратился в департамент после 01 июля 2012 г., в связи с чем у департамента отсутствуют правовые основания для заключения договора с истцом по цене, указанной в постановлении Администрации Подольского муниципального района Московской области N 2953 от 21 июня 2012 г. "О предоставлении в собственность ОАО "РМЗ "Краснопахорский" земельного участка в с. Краснопахорское с.п. Красная Пахра".
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РМЗ "Краснопахорский" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ОАО "РМЗ "Краснопахорский" против ее удовлетворения возражал.
Представители Правительства Москвы, Администрации Подольского муниципального района и Комитета по управлению имуществом администрации Подольского муниципального района в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, предоставлялось право до 01 июля 2012 г. приобрести указанные земельные участки в собственность по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации в пределах 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек, 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что общество с первоначальным заявлением о выкупе вышеуказанного земельного участка обратилось в мае 2012 года, и, следовательно, выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи истцом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть 2,5 % от его кадастровой стоимости, в размере 678 213 руб. 03 коп. (27 128 521 руб. х 2,5 %).
Судами также указано, что несвоевременное исполнение уполномоченным органом обязанности по подготовке и направлению в адрес истца проекта договора купли-продажи земельного участка не может лишать его права на приобретение земельного участка в собственность по цене, определенной исходя из кадастровой стоимости, действовавшей на дату подачи соответствующего заявления.
Отклоняя довод Департамента городского имущества города Москвы о том, что в связи с включением земельного участка с 01 июля 2012 г. в границы города Москвы постановление Администрации Подольского муниципального района Московской области о предоставлении истцу земельного участка в собственность не применяется, суды указали на то, что соглашением об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29 ноября 2011 г. предусмотрено, что со дня принятия Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановления об утверждении изменения границы между городом Москвой и Московской областью и до 01 июля 2012 г. устанавливается переходный период, в течение которого осуществляются нормотворческие, организационные и иные мероприятия, однако какие-либо ограничения для органов государственной власти и местного самоуправления Московской области в отношении земельных участков, которые в соответствии с указанным соглашением вошли в границы города Москвы, не устанавливаются.
Следовательно, истец правомерно обратился в мае 2012 года в Администрацию Подольского муниципального района Московской области с заявлением о приобретении земельного участка в собственность, и Администрация правомерно приняла решение о предоставлении истцу в собственность спорного земельного участка.
При этом то обстоятельство, что при изменении границы между Московской областью и городом Москвой вопрос о взаимодействии органов государственной власти (местного самоуправления) Московской области, с одной стороны, и органами государственной власти города Москвы, с другой стороны, в подобной ситуации остался неурегулированным, не лишает истца права претендовать на предоставление земельного участка по льготной цене, установленной законом.
Отказывая в удовлетворении требований общества в части признания незаконным распоряжения Департамента городского имущества города Москвы N 7511-11 ДГИ от 27 декабря 2013 г. "О предоставлении ОАО "РМЗ "Краснопахорский" в собственность земельного участка по адресу: г. Москва, с/о Краснопахорский, с. Красная Пахра (Троицкий административный округ города Москвы)" в части установления цены выкупа земельного участка, суды исходили из того, что указанное распоряжение было отменено Департаментом городского имущества города Москвы распоряжением N 1692-11 ДГИ от 17 апреля 2014 г.
Выводы судов соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на положениях действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части условий договора о цене.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03 декабря 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2015 г. по делу N А40-30885/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.А.Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.