г. Москва |
|
11 февраля 2014 г. |
Дело N А40-29454/13-21-155 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 04 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен: 11 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи М.В. Борзыкина
судей: М.Р. Агапова, Е.Ю. Ворониной
при участии в заседании:
от заявителя -
открытое акционерное общество "Мосводоканал" (г. Москва, ОГРН 1127747298250): Николаева Е.М., - доверенность от 01.01.2014 N (30)24-205/14; Чубаров К.В., - доверенность от 01.01.2014 N (30) 24-103/14;
от заинтересованного лица -
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу (г. Москва, ОГРН 1057748663680):
Читанава И.О., - доверенность от 17.12.2013 N 190, Арапова А.В., - доверенность от 06.02.2013 N 108,
рассмотрев 04 февраля 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу (заинтересованное лицо)
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 04 июля 2013 года,
принятое судьей О.В. Каменской,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 08 ноября 2013 года,
принятое судьями И.В. Бекетовой, Д.В. Каменецким, Э.В. Якутовым,
по заявлению открытого акционерного общества "Мосводоканал"
о признании незаконным решения Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу от 21.11.2012 N 11-43/16886,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Мосводоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу (далее - департамент) от 21.11.2012 N 11-43/16886.
Решением от 04.07.2013 оспариваемый ненормативный правовой акт признан незаконным.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2013 решение оставлено без изменения.
Требования о проверке законности решения от 04.07.2013, постановления от 08.11.2013 в кассационной жалобе департамента основаны на том, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судом первой инстанции, апелляционным судом неправильно применены нормы права, а обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены не в полном объеме. Решение, постановление подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Отзыв на кассационную жалобу в порядке, определенном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не направлен.
В судебное заседание суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационной жалобы, состоявшееся 28.01.2014 в 12 часов 15 минут, представители лиц, участвующих в деле, явились и дали относительно кассационной жалобы следующие объяснения:
- представитель департамента объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает;
- представитель общества объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, по мотиву неосновательности этих доводов.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 04.02.2014 до 11 часов 50 минут.
В судебное заседание суда кассационной инстанции, состоявшееся 04.02.2014 в 11 часов 50 минут, представитель департамента, представитель общества явились. Каждый из них в отдельности заявил, что объяснения относительно кассационной жалобы, которые были даны в предыдущем судебном заседании, поддерживает.
Законность решения от 04.07.2013, постановления от 08.11.2013 проверена в пределах, установленных для рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, объяснений относительно кассационной жалобы.
Предметом судебных разбирательств в суде первой инстанции, апелляционном суде являлась законность оформленного письмом от 21.11.2012 N 11-43/16886 решения департамента, касающегося отказа в выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ.
При рассмотрении дела в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции, апелляционным судом применены положения статей 1, 23 Федерального закона от 10.01.2001 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 8.2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288 (далее - Административный регламент).
Основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным послужили выводы судов о том, что обществом наряду с заявлением о выдаче разрешения с лимитами на сбросы загрязняющих веществ, представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 23 Закона об охране окружающей среды, пунктом 8.2 Административного регламента; к тому же заявлению был приложен и отчет о выполнении плана снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) с 01.07.2011 по 01.07.2012; представление других документов, кроме отчета, которые подтверждали бы выполнение природоохранных мероприятий и затраченных на них средств, названным пунктом упомянутого регламента не предусматривалось; согласно плану снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) в результате реализации природоохранного мероприятия по замене запорной арматуры предполагалось по окончании 2013 года снижение концентрации алюминия в выпуске N 2 с 0,53 мг/л до 0,49 мг/л.; в результате реализации природоохранных мероприятий достигнуто снижение концентрации алюминия в выпуске N 2 существенно ниже запланированной с 0,53 мг/л до 0,20 мг/л; в плане снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) предусмотрено осуществление строительства механического цеха обезвоженного осадка до 2014 года за счет средств бюджета города Москвы в пределах объемов финансирования на основании законов города Москвы "О бюджете города Москвы на 2012 год", "О бюджете города Москвы на 2013 год"; природоохранные мероприятия, осуществление которых предусмотрено в Плане снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) при установлении обществу лимитов на сбросы, выполнены; отчет о выполнении плана снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) с 01.07.2011 по 01.07.2012 соответствует форме приложения 4 к Административному регламенту, плану снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект); представленные для установления лимитов на сбросы мероприятия отвечают критериям природоохранных, которые даны в статье 23 Закона об охране окружающей среды.
При принятии постановления суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 23 Закона об охране окружающей среды при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов: установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Таким образом установление лимитов на выбросы и сбросы допускается не только при наличии плана снижения выбросов и сбросов, согласованного с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, но и содержащего внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288 утверждена форма плана снижения сбросов загрязняющих веществ и радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду.
Согласно пункту 3.13 Приказа Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 N 283 Росприроднадзор является органом, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, который в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона об охране окружающей среды уполномочен на согласование плана по снижению сбросов загрязняющих веществ.
Следовательно, помимо комплектности представленные документы подлежали проверке на предмет их соответствия упомянутым нормам права, а именно, согласован ли план снижения сбросов загрязняющих веществ с органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, а именно Росприроднадзором; содержит ли план в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона об охране окружающей среды программу внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов
Однако поскольку эти вопросы предметом судебных разбирательств не были, оснований для вывода о том, что при разрешении спора установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела и выводы судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют, не имеется.
С учетом изложенного решение, постановление подлежат отмене, а дело по основаниям, указанным выше, - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04 июля 2013 года по делу N А40-29454/13-21-155, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2013 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий |
М.В. Борзыкин |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.