город Москва |
|
18 февраля 2014 г. |
Дело N А40-82857/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Нужнова С.Г.
при участии в заседании:
от истца ОАО "Лента": Мелехиной Н.В. (дов. N 4 от 10.01.2014 г.);
от ответчика Департамента городского имущества города Москвы: Медушевской Т.В. (дов. N 33-Д-966/13 от 27.12.2013 г.);
от третьего лица Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
от третьего лица ТУ Росимущества в городе Москве: не явились, извещены;
рассмотрев 12 февраля 2014 г. в судебном заседании кассационные жалобы Департамента городского имущества города Москвы, ТУ Росимущества в г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22 марта 2013 г.,
принятое судьей Зотовой Е.А.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2013 г.,
принятое судьями Солоповой А.А., Лаптевой О.Н., Трубицыным А.И.,
по иску открытого акционерного общества "Лента" (ОГРН 1037700017277; 107023, г. Москва, ул. Суворовская, д. 6)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
о признании права собственности,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822; 115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 15); Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ОГРН 1097746349535; 107139, г. Москва, Орликов пер, д. 3Б)
УСТАНОВИЛ: 10 августа 1993 г. на основании Указа Президента Российской Федерации N 721 от 01 июля 1992 г. "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" и Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, Комитетом по управлению имуществом Москвы издано распоряжение N 647-р от "О приватизации фабрики технических лент Московского производственного лентоткацкого объединения", которым предусмотрено преобразование Фабрики технических лент Московского производственного лентоткацкого объединения в акционерное общество открытого типа "Лента" (далее - Распоряжение N 647-р от 10 августа 1993 г.).
Указанным распоряжением был утвержден план приватизации, акт оценки стоимости имущественного комплекса государственного предприятия фабрики технических лент Московского производственного лентоткацкого объединения, Устав акционерного общества открытого типа "Лента".
Пунктом 3 Распоряжения N 647-р от 10 августа 1993 г. установлено, что акционерное общество "Лента" является правопреемником имущественных прав и обязанностей фабрики технических лент Московского производственного лентоткацкого объединения, имеющихся у него на момент преобразования.
В Акте оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01 июля 1992 г., являющегося приложением N 1 к плану приватизации Московской Фабрики технических лент, указано, что в состав имущества предприятия, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Суворовская, д. 6, включено нежилое здание - корпус 4 (год ввода объекта в эксплуатацию - 1959; первоначальная стоимость - 19 600,00 руб.; фактический износ 8 200,00 руб.; остаточная стоимость - 11 400,00 руб.)
В соответствии с требованиями Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации (Приложение N 2 к Указу Президента Российской Федерации N 66 от 29.01.1992 г. "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий") величина уставного капитала акционерное общество открытого типа "Лента" определена на основании Акта оценки стоимости имущества предприятия в размере 19 128 000 руб.
Таким образом, величина уставного капитала акционерного общества на момент преобразования, была определена с учетом стоимости всех имеющихся основных средств, в том числе вышеуказанного объекта.
При этом указанный объект не включен в Перечень объектов, не подлежащих приватизации (пункты 8, 9 раздела 2 Плана приватизации).
Как следует из пункта 16 раздела 2 Плана приватизации Московской фабрики технических лент земельный участок Фабрики технических лент расположен по Суворовской улице, д. 6, в Куйбышевском районе Восточного административного округа, площадью 7 396 кв.м. (застроенная - 4 285 кв.м., незастроенная - 3 111 кв.м.).
Согласно инвентарной карточке от 31 декабря 1979 г. здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Суворовская, д. 6, стр. 11 (ранее стр. 4), находилось на балансе Фабрики технических лент и передано АООТ "Лента" на баланс в 1993 году.
Из плана земельного участка, составленного районным БТИ Исполкома Куйбышевского райсовета г. Москвы по состоянию на 20 января 1993 г., указанный объект (строение 4) расположен в границах земельного участка.
Впоследствии организационно-правовая форма акционерного общества открытого типа была изменена на открытое акционерное общество (свидетельство Московской Регистрационной Палаты N 027.054 от 23 сентября 1993 г.).
Согласно Справки Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" (далее - ГУП МосгорБТИ) от 15 июня 2011 г. здание, указанное на земельном плане участка от 1993 года как строение N 4, с 2003 года и по настоящей момент имеет адрес: ул. Суворовская, д. 6, стр. 11 и учтено согласно кадастровому паспорту под номером 1562/22 (02600798).
24 марта 2005 г. между Департаментом земельных ресурсов города Москвы "Арендодатель" и открытым акционерным обществом "Лента" (далее - ОАО "Лента", общество, истец) "Арендатор" заключен договор краткосрочной аренды земельного участка N М-03-506588, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Суворовская, д. 6, предоставляется в аренду для эксплуатации зданий и сооружений под производственно-административные цели.
При обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) было принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество по адресу: г. Москва, ул. Суворовская, д. 6, стр. 11 от 23 мая 2012 г. N 12/009/2012-450.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "Лента" в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Суворовская, д. 6, стр. 11, общей площадью 90,1 кв.м., инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) - 1562/22 (02600798).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 марта 2013 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2013 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Департамент городского имущества города Москвы и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в городе Москве) просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Кроме того, указано на избрание ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Лента" просит оставить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в городе Москве) не поступил.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в заседание кассационной инстанции поддержали доводы своей кассационной жалобы, согласился с доводами кассационной жалобы ТУ Росимущества в городе Москве. Представитель ОАО "Лента" против их удовлетворения возражал.
Представители третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В силу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление), акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Согласно пункту 58 указанного Постановления лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ (пункт 59 Постановления).
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что право собственности на спорный объект у истца возникло в процессе приватизации на законных основаниях.
При этом судами установлено, что спорное здание находилось на балансе Фабрики технических лент, что подтверждается инвентарной карточкой от 31 декабря 1979 г. и передано АООТ "Лента" на баланс в 1993 г., спорное здание учтено под номером 1562/22 (02600798), на момент приватизации указанное здание находилось на балансе предприятия, был включен в план приватизации Московской фабрики технических лент и вошел в уставной капитал общества, величина которого определена с учетом стоимости всех имеющихся основных средств, в том числе и спорного объекта.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы указывает на то, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку доказательств регистрации права собственности города Москвы на спорный объект в деле не имеется.
Учитывая установленные судом обстоятельства, а также то, что Управление Росреестра по Москве отказало в государственной регистрации права собственности, поскольку в актах оценки стоимости имущества по состоянию на 01 июля 1992 г. не указаны адреса зданий и сооружений, вошедших в состав приватизируемого обществом имущественного комплекса, суд кассационной инстанции полагает, что в настоящем случае у истца не имелось иной возможности защитить нарушенное право, кроме как обратиться с иском в суд о признании права собственности на спорный объект.
Иные доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку. Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 марта 2013 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2013 г. по делу N А40-82857/2012 оставить без изменения, а кассационные жалобы Департамента городского имущества города Москвы, ТУ Росимущества в г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление), акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
...
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ (пункт 59 Постановления)."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2014 г. N Ф05-10/14 по делу N А40-82857/2012