г. Москва |
|
12 марта 2014 г. |
Дело N А41-10078/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Агапова М.Р., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ДНП "Рязанцы"- Новожилов В.А., доверенность от 6 марта 2013 года
от заинтересованного лица: Администрация - извещено, представитель не явился
от третьих лиц: Министерство культуры Московской области - Балыкова К.А., доверенность от 28 октября 2013 года N 28-Д
рассмотрев 04 марта 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства культуры Московской области (ОГРН 1037719012407)
на решение Арбитражного суда Московской области
от 18 ноября 2013 года,
принятое судьей А.В. Гриневым,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 31 октября 2013 года,
принятое судьями Е.Е. Шевченко, В.Ю. Бархатовым, Е.А. Мищенко,
по заявлению Дачного некоммерческого партнерства "Рязанцы" (ОГРН: 1105042007267)
о признании незаконным как несоответствующее закону решения администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (ИНН:5042013787) по отказу согласовать прохождение трассы газопровода высокого, среднего давления и МРП 1000, площадью 12010 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Лозовское, вблизи д. Рязанцы, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0060418 к партнерству; обязать администрацию согласовать прохождение трассы газопровода высокого, среднего давления и МРП 1000, площадью 12010 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Лозовское, вблизи д. Рязанцы, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0060418 к ДНП Рязанцы.
третье лицо - Министерство культуры Московской области,
УСТАНОВИЛ:
дачное некоммерческое партнерство "Рязанцы" (далее - заявитель, ДНП Рязанцы) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) с требованиями: - признать незаконным, как несоответствующее закону, решение Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области по отказу истцу согласовать прохождение трассы газопровода высокого, среднего давления и МРП 1000, площадью 12010 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Лозовское, вблизи д. Рязанцы, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0060418 к ДНП Рязанцы;
- обязать Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области согласовать прохождение трассы газопровода высокого, среднего давления и МРП 1000, площадью 12010 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Лозовское, вблизи д. Рязанцы, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0060418 к ДНП Рязанцы.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, относительно предмета спора, участвует Министерство культуры Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2013 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2013 года, заявленные требования ДНП "Рязанцы" удовлетворены. Признано незаконным решение Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области по отказу истцу согласовать прохождение трассы газопровода высокого, среднего давления и МРП 1000, площадью 12010 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Лозовское, вблизи д. Рязанцы, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0060418 к ДНП Рязанцы. Суд обязал Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области согласовать прохождение трассы газопровода высокого, среднего давления и МРП 1000, площадью 12010 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Лозовское, вблизи д. Рязанцы, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0060418 к ДНП Рязанцы.
Министерство культуры Московской области, не согласившись с выводами суда первой инстанции и апелляционного суда, настаивает на отмене состоявшихся по делу судебных актов по основаниям не соответствия выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, судом не принято во внимание действующее решение Мособлисполкома от 12 июня 1986 года N 826/20, которым установлены охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта в соответствии с проектом зон охраны Древнего города Радонеж. Проектируемая трасса газопровода может причинить вред объекту культурного наследия "Крепость Радонеж 14-15 в.в.". Ранее ДНП "Рязанцы" обращалось в Арбитражный суд Московской области с требованиями о признании незаконными решений и действий Министерства культуры Московской области в части отказа в согласовании прохождения трассы газопровода высокого, среднего давления и МРП 1000, площадь 12010 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Лозовское, вблизи д. Рязанцы, центральная часть кадастрового квартала 50:05:006041. Арбитражный суд Московской области решением от 18 ноября 2013 года по делу А41- 41257/2013 в удовлетворении заявленных требований отказал. Судами не принято во внимание то обстоятельство, что согласно поручению врио Губернатора Московской области от 06 мая 2013 г. N Пр-186\1 главам Пушкинского муниципального района, Сергиево-Посадского муниципального района, г\п Ашукино, Хотького и с\п Лозовское и Воздвиженское Сергиево- Посадского муниципального района рекомендовано до принятия решения Правительством Российской Федерации о придании территориям статуса достопримечательного места федерального значения руководствоваться Решением Мособлисполкома, разработанным трестом "Мособлстройреставрация".
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель ДНП " Рязанцы", в судебном заседании и представленном отзыве, возражая против удовлетворения кассационной жалобы указал на законность и обоснованность судебного акта и отсутствии оснований к отмене.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене как принятые при неправильном применении норм материального права.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что ДНП "Рязанцы" 16 января 2013 года обратилось в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области с письмом N 14/11 от с просьбой, в установленном порядке согласовать прохождение трассы газопровода высокого, среднего давления и МРП 1000, площадью 12010 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Лозовское, вблизи д. Рязанцы, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0060418 к ДНП Рязанцы. Согласно схеме планировочной организации газопровода с отметками согласования, согласованию подлежала схема планировочной организации газопровода, которая изготовлена в установленном порядке ЗАО "Проект Плюс". Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области письмом от 31 января 2013 года N 151-к отказала заявителю в согласовании прохождения трассы газопровода. В обоснование отказа указано на то, что Решением Мособлисполкома 12 июня 1986 г. N 826/20 были установлены зоны охраны памятника культуры Древнего города Радонеж в Загорском районе в соответствии с проектом, разработанным трестом "Мособлстройреставрация". В соответствии с представленным проектом трассу газопровода к ДНТ "Радонеж" планируется провести в границах зоны охраны памятника. Режимами использования данной территории строго запрещается прокладка всех видов наземных и подземных коммуникаций. На сегодняшний день вышеуказанный проект не приведен в соответствие с действующим законодательством. До приведения правового статуса территории зон охраны в соответствие с требованиями законодательства и утверждения нового проекта рассмотрение вопроса о прохождении газопровода к ДНП "Рязанцы" считаю преждевременным".
Полагая, что отказ в согласовании не соответствует требованиям законодательства и принят без достаточных на то оснований ДНП "Рязанцы" обратилось с настоящими требованиями в суд.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции, при повторном рассмотрении апелляционный суд, исходили из того, что оспариваемое решение не основано на нормах действующего законодательства, границы и местонахождение достопримечательного места "Крепость Радонеж 14-15 в.в." не определены по настоящее время. Выявленных памятников археологии, в границах акта выбора трассы согласно разработанному и переданному проекту достопримечательного места нет.
Выводы судебных инстанций основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом.
Пунктом 2 статьи 64 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятие на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления в силу названного Закона, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения.
Согласно статье 6 Закона "Об объектах культурного наследия" под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Законом.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя систему мероприятий, предусмотренных статьями 33 - 39 этого Федерального закона. В их перечень входит и установление зоны охраны объектов культурного наследия.
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Согласно статье 5 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" Крепость Радонеж 14-15 в.в. отнесен к памятникам археологии. Общая площадь зон охраны составляет 8000 га. На территории, как следует из материалов дела, находятся памятники археологии и архитектуры, включают 290 объектов, в том числе - поселения, могильники, дороги инженерные сооружения.
Границы территории и зоны охраны памятника культуры Древнего города Радонеж в Загорском районе Московской области были установлены до введения в действие указанных норм решением Мособлисполкома N 826/20 от 12 июня 1986 года "Об установлении зон охраны памятника культуры-Древнего города Радонеж", которым установлены охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта в соответствии с проектом, зон охраны Древнего города Радонеж, разработанным трестом " Мособлстройреставрация". Указанный акт является действующим нормативным актом, законность которого была проверена в судебном порядке.
Таким образом, выводы судов о том, что границы территории и зон охраны памятника культуры Древний город Радонеж и режимы их содержания не определены, основаны на неправильном применении норм материального права, подлежащим применению в настоящем случае.
Как установлено судами и не оспаривается заявителем, который обращался, в том числе, в Министерство культуры Млсковской области за согласованием, земельный участок с кадастровым кварталом 50:05:0060418 полностью расположен в зоне охраняемого природного ландшафта памятника культуры Древний город Радонеж и на него распространяется обременение в виде особого режима использования земли.
Оспариваемый отказ Администрации в согласовании согласовать прохождение трассы газопровода высокого, среднего давления, до утверждения проекта по определению границ территории достопримечательного места, соответствует вышеприведенным нормам материального права и выдан с целью исключения возможного причинения вреда объекту культурного наследия "Крепость Радонеж 14-15 в.в.".
Несостоятельна ссылка судов на Проект по определению границы территории достопримечательного места " Крепость Радонеж 14-15 вв", поскольку указанный проект не является нормативным актом до его утверждения и соответственно выводы сделанные группой разработчиков не могут служить основанием для принятия решения.
Судами, вопреки требованиям статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не указана норма права, которой не соответствует оспариваемый ненормативный акт, что исключает возможность признания его недействительным в судебном порядке.
Поскольку фактические по делу на основании полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств по делу, а ошибочность выводов судебных инстанций связана с неправильным применением норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным не передавая дело на новое рассмотрение принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2013 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2013 года по делу N А41-10078/13, отменить. В удовлетворении заявленных Дачным некоммерческим партнерством "Рязанцы" отказать.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель.
...
Судами, вопреки требованиям статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не указана норма права, которой не соответствует оспариваемый ненормативный акт, что исключает возможность признания его недействительным в судебном порядке."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 марта 2014 г. N Ф05-17748/13 по делу N А41-10078/2013