г. Москва |
|
18 марта 2014 г. |
Дело N А40-98453/13-1-564 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Калининой Н.С.,
судей Тихоновой В.К., Чучуновой Н.С.,
при участии в заседании:
от истца: общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Гарант" - не явился, извещен,
от ответчика: Федерального агентства лесного хозяйства - Магдеев Р.Н., дов. N ВЛ-03-28/4691 от 15.05.2013,
рассмотрев 17 марта 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение от 23 октября 2013 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Лиловой О.Г., на постановление от 25 декабря 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Лящевским И.С., Алексеевой Е.Б., Семикиной О.Н., по делу N А40-98453/13
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Гарант" (ОГРН 1077759755578, 103055, г. Москва, ул. Лесная, д. 35/2)
к Федеральному агентству лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, 113184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19)
о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Гарант" (далее - ООО "Бизнес гарант", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, ответчик) о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в общей сумме 575 832 руб., взысканной решениями суда с Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (далее - Мослесхоз), находящегося в стадии ликвидации.
Решением арбитражного суда города Москвы от 23 октября 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2013 года, исковые требования удовлетворены: с Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 555717 руб. 65 коп. неосновательного обогащения, 34 631 руб. 35 коп. расходов по госпошлине.
Не согласившись с принятыми судебными актами Рослесхоз обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись на неправильное применением судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается, что судами неправильно определена организационно-правовая форма Мослесхоза, необоснованно взысканы в субсидиарном порядке денежные средства с Рослесхоза, поскольку последний является не собственником имущества Мослесхоза, а только его учредителем.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Рослесхоза доводы кассационной жалобы поддержал.
Представитель истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (в том числе, в публичном порядке путем размещения информации на официальном интернет-сайте суда), в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, что согласно части 1 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Рослесхоза, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов судов первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2012 по делу N А40-128567/11 с Мослесхоза в пользу ООО "Бизнес Гарант" взыскано 555.717 руб. 65 коп. неосновательного обогащения, 16 114 руб. 35 коп. расходов по уплате госпошлины.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.12 по делу N А40-126593/12 суд обязал ликвидационную комиссию Мослесхоза включить в промежуточный ликвидационный баланс 555.717 руб. 65 коп. неосновательного обогащения, 16.114 руб. 35 коп. госпошлины по делу N А40-128567/11-1-815.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы;
Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с Положением об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, утвержденным приказом Рослесхоза от 16.02.2011 N 27, Мослесхоз является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет права владения и пользования им в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, приказами Федерального агентства лесного хозяйства, имеет самостоятельный баланс, ведет бюджетный учет и представляет бюджетную отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для бюджетных учреждений. Финансирование расходов на содержание Мослесхоза осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Мослесхоз является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства Российской федерации от 23.09.2010 N 736, Рослесхоз осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.
Соответственно, согласно пункту 4.11. Положения об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, утвержденного приказом Рослесхоза от 16.02.2011 N 27, Мослесхоз осуществляет функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Мослесхоза, и реализацию возложенных на него функций;
В соответствии с частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Согласно пункту 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (пункт 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов (пункт 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, несмотря на то, что Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит прямого указания на организационно-правовую форму органов власти как юридических лиц, в соответствии со статьей 6 и пунктом 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации на данные органы (в рассматриваемом случае на Мослесхоз) распространяются нормы, определяющие правовое положение казенных учреждений.
Таким образом, на основании вышеприведенных норм и отсутствии доказательств погашения задолженности со стороны Мослесхоза, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании с ответчика за счет казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам Мослесхоза задолженности в размере 575 832 руб.
С учетом изложенных обстоятельств судебные акты основаны на нормах права, подлежащих применению, указание в решении и постановлении на иные нормы права не привело к неправильным выводам судов об удовлетворении иска, поскольку обстоятельства дела судами установлены полностью, выводы судов соответствуют установленным судами обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23 октября 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2013 года по делу N А40-98453/13-1-564 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.С.Калинина |
Судьи |
В.К.Тихонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.