г. Москва |
|
25 марта 2014 г. |
Дело N А40-139065/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ворониной Е.Ю., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Открытого акционерного общества "Южная межрегиональная энергетическая компания" генерального директора Дудовой Д.К., протокол заседания Совета директоров N 24 от 24 февраля 2011 года, Индриксон Ю.Е. по доверенности N 01 от 01 января 2014 года
от ответчика Федеральной службы по тарифам Песковской О.Г. по доверенности от 21 января 2014 года N 1/13
рассмотрев 11- 18 марта 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Открытого акционерного общества "Южная межрегиональная энергетическая компания"
на решение от 30 августа 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Андрияновой С.М.
на постановление от 26 ноября 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Поташовой Ж.В., Поповым В.И., Яковлевой Л.Г.
по делу N А40-139065/12
по заявлению Открытого акционерного общества "Южная межрегиональная энергетическая компания" (ООО "ЮМЭК", ОГРН 1092632000890) к Федеральной службе по тарифам (ФСТ России) о признании недействительным приказа в части
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Южная межрегиональная энергетическая компания" (далее - ООО "ЮМЭК", Общество) обратилась в арбитражный суд с требованиями о признании недействительным приказа Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 28.09.2012 N 646-э "Об исключении организаций из Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности" в части исключения Общества из федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности.
При этом ОАО "ЮМЭК" указывало на его несоответствие пунктам 229, 232 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 и нарушение своих прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.08.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013, ООО "ЮМЭК" отказано в удовлетворении требований о признании недействительным приказа ФСТ России от 28.09.2012 N 646-э "Об исключении организаций из Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности" в оспоренной части.
При этом суды исходили из соответствия оспариваемого приказа требованиям действующего законодательства, наличия соответствующих полномочий ФСТ России, а также отсутствия нарушения законных прав и интересов Общества.
В кассационной жалобе ООО "ЮМЭК" просит отменить решение и постановление как незаконные и необоснованные, а дело направить на новое рассмотрение. При этом указывается на нарушение судами норм права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела. Общество настаивая, что решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N ВАС-15415/2012 имеет значение при проверке законности оспоренного приказа, так как не обеспечение участия в торговле электрической энергией на оптовом рынке по состоянию на 31.12.2011 более не является правовым основаниям для утраты статуса гарантированного поставщика.
В судебном заседании представитель ОАО "ЮМЭК" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ФСТ России, также как и в отзыве на кассационную жалобу указал на необоснованность её доводов и правильное применение судами норм права в соответствии с установленными ими обстоятельствами дела.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального и материального права, с объявлением перерыва в судебном заседании с 11 по 18 марта 2014 года, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене в связи с нарушением норм права, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установлено судами ОАО "ЮМЭК" с 01.01.2010 осуществляло поставку электрической энергии по группе точек поставки города Элиста, не являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии на указанной территории, в то время как функциями гарантирующего поставщика было наделено ОАО "Горэлектросбыт".
В целях эффективного и бесперебойного энергоснабжения ОАО "Горэлектросбыт" 01.10.2010 заключило соглашение с ОАО "ЮМЭК" о передаче функций гарантирующего поставщика в пользу ОАО "ЮМЭК".
Решением Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия (далее - РСТ РК) от 01.02.2011 N 12 п./э ОАО "Горэлектросбыт" лишено статуса гарантирующего поставщика и его зона деятельности была включена в зону деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Калмэнергосбыт".
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 11.07.2011 по делу N А22-2028/2010 приказ РСТ РК от 01.02.2011 N 12 п./э признан недействительным полностью.
Решением РСТ РК от 27.12.2011 статус гарантирующего поставщика в зоне деятельности "город Элиста" был присвоен ОАО "ЮМЭК".
ОАО "ЮМЭК" включено в федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности с присвоением регистрационного номера 08/05 на основании приказа ФСТ России от 03.07.2012 N 453-э.
Решением Наблюдательного совета некоммерческого партнерства "Совет рынка" от 31.08.2012 ОАО "ЮМЭК" присвоен статус субъекта оптового рынка.
Письмом от 26.09.2012 некоммерческое партнерство "Совет рынка" до сведения ФСТ России доведена информация об организациях, которыми по состоянию на 31.12.2011 не обеспечено участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке в отношении их зон деятельности в качестве гарантирующих поставщиков. По состоянию на 31.12.2011 Общество не обеспечено право на участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке в отношении их зон деятельности в качестве "гарантирующих поставщиков".
Письмом от 21.01.2013 N СР-02, 13-504 некоммерческое партнерство "Совет рынка" сообщило, что утратившее с 01.10.2012 статус гарантирующего поставщика и по состоянию на 30.09.2012 обеспечившее участие в торговле электрической энергией мощностью на оптовом рынке является только ООО "Заринская городская электрическая сеть".
Пунктом 1 приказа ФСТ России от 28.09.2012 N 646-э "Об исключении организаций из Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности" ОАО "ЮМЭК" исключено из федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности с 01.10.2012 на основании пункта 229 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
Отказывая ООО "ЮМЭК" в удовлетворении заявленных требований суды исходили из того, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) гарантирующим поставщиком электрической энергии является коммерческая организация, обязанная в соответствии с данным Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
В силу ч. 2 ст. 38 Закона об электроэнергетике порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика определяется Основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") устанавливает правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии.
В соответствии с п. 198 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии гарантирующими поставщиками со дня вступления в силу настоящего документа являются организации, которые на эту дату имеют присвоенный им в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке статус гарантирующего поставщика.
Гарантирующими поставщиками с 01.10.2012 являются поименованные в п. 198 Основных положений организации, которые не утратили статус гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 229 настоящего документа. При этом границами зон деятельности каждого из таких гарантирующих поставщиков являются границы, закрепленные за соответствующим гарантирующим поставщиком в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке на день вступления в силу настоящего документа с учетом их изменения в соответствии с пунктом 229 данного документа.
В соответствии с п. 229 Основных положений в случае если гарантирующим поставщиком, функционирующим на территории субъекта Российской Федерации, входящего в ценовую зону оптового рынка, указанным в абзацах третьем и четвертом пункта 198 настоящего документа, по состоянию на 31 декабря 2011 г. обеспечено участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке с использованием групп точек поставки, соответствующих границам только части его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, то с 1 октября 2012 г. та часть зоны его деятельности в качестве гарантирующего поставщика, в отношении точек поставки которой им по состоянию на 30 сентября 2012 г. не осуществляется покупка электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, включается в расположенную на территории того же субъекта Российской Федерации зону деятельности гарантирующего поставщика, указанного в абзаце втором пункта 198 настоящего документа. При этом если таким гарантирующим поставщиком по состоянию на 31 декабря 2011 г. не обеспечено участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке в отношении его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, то с 1 октября 2012 г. такой гарантирующий поставщик утрачивает статус гарантирующего поставщика, а зона его деятельности в качестве гарантирующего поставщика включается в расположенную на территории того же субъекта Российской Федерации зону деятельности гарантирующего поставщика, указанного в абзаце втором пункта 198 настоящего документа.
Таким образом, по мнению суда, с 01.10.2012 организации утрачивают статус гарантирующего поставщика, если не выполнили соответствующие условия к указанному выше сроку.
Согласно п. 232 Основных положений (в редакции, действующей в момент принятия оспариваемого приказа) федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов ведет федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности на основании информации о присвоении организациям статуса гарантирующего поставщика, об утрате организациями статуса гарантирующего поставщика, изменении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков и иных изменениях, связанных с деятельностью гарантирующего поставщика, предоставляемой ему уполномоченным федеральным органом, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим документом и Административным регламентом исполнения государственной функции Федеральной службы по тарифам по формированию и ведению федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности.
В соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по формированию и ведению Реестра, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 12.12.2011 N 796-э (далее - Регламент), основанием для рассмотрения вопроса об исключении организации из Реестра является соответствующее заявление (обращение) уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об исключении организации из Реестра в соответствии с Приложением 13 к Регламенту, а также иные документы, полученные от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и (или) физических лиц, иных источников информации, свидетельствующие о лишении организации статуса гарантирующего поставщика (отмены согласования границ зоны деятельности).
В связи с этим информация некоммерческого партнерства "Совета рынка" от 26.09.2012 о том, что ООО "ЮМЭК", как гарантирующий поставщик, не обеспечил участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке в отношении его зоны деятельности на 31.12.2011 года, в силу прямой нормы пункта 229 Основных положений свидетельствует, по мнению судов, что Общество утратило соответствующий статус гарантирующего поставщика и оспоренным приказом ФСТ России законно и обоснованно исключено из Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности с 01.10.2012.
При этом суды проверяя соответствие оспоренного приказа ФСТ России нормам права, а суд апелляционной инстанции отклоняя доводы ООО "ЮМЭК" ссылавшегося на решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, исходили из того, что согласно абзацу 1 пункта 229 Основных положений в случае, если гарантирующим поставщиком, функционирующим на территории субъекта Российской Федерации, входящего в ценовую зону оптового рынка, указанным в абзацах третьем и четвертом пункта 198 настоящего документа, по состоянию на 31.12.2011 обеспечено участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке с использованием групп точек поставки, соответствующих границам только части его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, то с 01.10.2012 та часть зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, в отношении точек поставки которой им по состоянию на 30.09.2012 не осуществляется покупка электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, включается в расположенную на территории того же субъекта Российской Федерации зону деятельности гарантирующего поставщика, указанного в абзаце втором пункта 198 настоящего документа. При этом если таким гарантирующим поставщиком по состоянию на 31.12.2011 не обеспечено участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке в отношении его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, то с 01.10.2012 такой гарантирующий поставщик утрачивает статус гарантирующего поставщика, а его зона деятельности в качестве гарантирующего поставщика включается в расположенную на территории того же субъекта Российской Федерации зону деятельности гарантирующего поставщика, указанного в абзаце втором пункта 198 настоящего документа.
Между тем решением от 21.05.2013 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N ВАС-15415/12 абзац первый пункта 229 Основных положений признан не соответствующим в части установления даты 31.12.2011 Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и недействующим.
При этом Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в решении от 21.05.2013 по делу N ВАС-15415/12 указал, что установление в оспариваемых в части Основных положениях для гарантирующих поставщиков срока - 31.12.2011 - для участия в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке в нормативном акте, вступившим в силу только 12.06.2012, противоречит принципам (статья 6 Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ) организации экономических отношений, а также принципу правовой определенности, так как такой срок не обеспечивает стабильности условий осуществления предпринимательской деятельности лицами, получившими статус гарантирующего поставщика и имевшими его в соответствии с пунктом 198 Основных положений на дату вступления их в силу.
В силу части 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда, и должны быть приведены органом или лицом, применившим оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Однако в нарушение требований статей 71, 170, 271 АПК РФ, данные обстоятельства не были учтены судами при вынесении обжалуемых судебных актов, не принято во внимание решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.05.2013 по делу N ВАС-15415/12 относительно не соответствия абзаца 1 пункта 229 Основных положений Закону электроэнергетике в части установления даты 31.12.2011, тогда как это имеет существенное значение для правильного рассмотрения спора, проверки оспоренного приказа на соответствие закону и иным нормативно правовым актам, соблюдения прав Общества.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле разрешить спор правильно применив нормы процессуального и материального права.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30 августа 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2013 года по делу N А40-139065/12 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.