город Москва |
|
19 сентября 2011 г. |
Дело N А41-43220/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Стрельникова А.И., Нужнова С.Г.,
при участии в заседании:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 12 сентября 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчика - ТУ Росимущества в Московской области
на решение от 22 марта 2011 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Жоголевой Е.Н.,
на постановление от 14 июня 2011 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мищенко Е.А., Александровым Д.Д., Гагариной В.Г.,
по делу N А41-43220/10
по иску Администрации города Протвино Московской области
о признании права отсутствующим
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Протвино Московской области (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление, ответчик) о признании права государственной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:59:0020204:0005 и 50:59:0020204:0006; о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:59:0020204:0005 и 50:59:0020204:0006, расположенные по адресу: Московская область, город Протвино, проезд Архитектора Корина, дом 11.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции администрацией заявлен отказ от заявленных исковых требований в части признании права государственной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:59:0020204:0005 и 50:59:0020204:0006.
Отказ от заявленных исковых требований в части признании права государственной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:59:0020204:0005 и 50:59:0020204:0006 принят судом.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 марта 2011 года заявленные исковые требования в части признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:59:0020204:0005 и 50:59:0020204:0006 удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами ТУ Росимущества в Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец, ответчик и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанции, постановлением Главы города Протвино Московской области от 15.07.2002 N 380 индивидуальному предпринимателю Рыбальченко Ольге Юрьевне предоставлены земельные участки, расположенные по адресу: Московская область, г. Протвино, проезд Архитектора Корина, д. 11, площадью 759 кв.м и 175 кв.м.
Между Администрацией города Протвино Московской области (арендодателем) и индивидуальным предпринимателем Рыбальченко Ольгой Юрьевной (арендатором) были заключены следующие договоры аренды на данные земельные участки:
- договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 15.07.2002 N 224-Ф на срок с 11.04.2002 по 11.03.2007, в соответствии с которым арендодатель на основании постановления Главы города Протвино Московской области от 15.07.2002 N 380 сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок (категория земель - земли поселений) площадью 759 кв.м, для устройства (расширения) и эксплуатации автостоянки, расположенный по адресу: Московская область, г. Протвино, проезд Архитектора Корина, д. 11;
- договор аренды земельного участка от 30.07.2007 N 24, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 759 кв.м, с кадастровым номером 50:59:002 02 04:0005, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, г. Протвино, проезд Архитектора Корина, д. 11, - на срок с 12.03.2007 до 01.03.2010 (Согласно выписке из государственного земельного кадастра на земельный участок площадью 759 кв.м, с кадастровым номером 50:59:002 02 04:0005 - установлено обременение: договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 15.07.2002 N 224-Ф);
- договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 15.07.2002 N 225-Ф на срок с 11.04.2002 по 11.03.2007, в соответствии с которым арендодатель на основании постановления Главы города Протвино Московской области от 15.07.2002 N 380 сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок (категория земель - земли поселений) площадью 175 кв.м, для устройства (расширения) и эксплуатации автостоянки, расположенный по адресу: Московская область, г. Протвино, проезд Архитектора Корина, д. 11;
- договор аренды земельного участка от 30.07.2007 N 25, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 175 кв.м, с кадастровым номером 50:59:002 02 04:0006, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, г. Протвино, проезд Архитектора Корина, д. 11, - на срок с 12.03.2007 до 01.03.2010 (Согласно выписке из государственного земельного кадастра на земельный участок площадью 175 кв.м, с кадастровым номером 50:59:002 02 04:0006 - установлено обременение: договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 15.07.2002 N 225-Ф).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.06.2010 N 59/004/2010-001 правообладателем земельного участка площадью 759 кв.м, с кадастровым номером 50:59:002 02 04:0005, является Российская Федерация.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.06.2010 N 59/004/2010-002 правообладателем земельного участка площадью 175 кв.м, с кадастровым номером 50:59:002 02 04:0006, является Российская Федерация.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Московской области с настоящими исковыми требованиями.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся полномочия на решение вопросов местного значения в области использования земель. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Как установлено судами, объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, федеральным государственным унитарным предприятиям, некоммерческим организациям, на спорных земельных участках с кадастровыми номерами 50:59:002 02 04:0005 и 50:59:002 02 04:0006 не имеется и ранее не располагалось.
Управлением не представлено в материалы дела доказательств расположения на спорных земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, равно как не представлено доказательств первоначального предоставления спорных земельных участков предприятиям и организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Как усматривается из материалов дела, Администрация города Протвино Московской области в целях регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки обращалась в регистрирующий орган о проведении правовой экспертизы заявлений, с указанием на наличие оснований для государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Доказательства обращения управления к регистрирующему органу с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на спорные земельные участки суду не представлено, в материалах регистрационных дел такие сведения отсутствуют.
Статья 3.1 Федерального закона "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенная Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, содержит критерии отнесения земель к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Суды установили, что спорные земельные участки не могут быть отнесены к собственности Российской Федерации применительно к названной норме, и не были переданы в собственность Российской Федерации в соответствии с ранее действовавшим законодательством (Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю).
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности за Российской Федерацией, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истца в отношении земельного участка и не позволяет ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по решению вопросов местного значения, связанных с использованием находящегося на территории муниципального образования земельного участка.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Истцом по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки.
Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормам Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Согласно статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием собственности Российской Федерации на земельные участки федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
При изложенных обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки зарегистрировано при отсутствии документов-оснований, а также в отсутствие заявления правообладателя, вследствие чего не может быть признано законно возникшим.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов об удовлетворении исковых требований законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Признание отсутствующим права собственности Российской Федерации на вышеназванные земельные участки по настоящему делу не исключает в будущем право Российской Федерации защищать свои права в отношении данных земельных участков.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные доводы не опровергают правильности принятых по делу решения и постановления.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 22 марта 2011 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2011 года по делу N А41-43220/10 оставить без изменения, кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
А.И. Стрельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием собственности Российской Федерации на земельные участки федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю"."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 сентября 2011 г. N Ф05-8625/11 по делу N А41-43220/2010