г. Москва |
|
14 июня 2011 г. |
Дело N А41-43220/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Александрова Д.Д., Гагариной В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Аксаментовым А.О.,
при участии в заседании:
от истца: не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22.03.2011 по делу N А41-43220/10, принятое судьей Жоголевой Е.Н., по иску администрации города Протвино Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, при участии в деле в качестве третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, о признании права отсутствующим, принятое судьей Жоголевой Е.Н., по иску администрации города Протвино Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, при участии в деле в качестве третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, о признании права отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Протвино Московской области (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области (далее - управление, ответчик) о признании права государственной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:59:0020204:0005 и 50:59:0020204:0006; о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:59:0020204:0005 и 50:59:0020204:0006, расположенных по адресу: Московская область, город Протвино, проезд Архитектора Корина, дом 11.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции администрацией заявлен отказ от заявленных исковых требований в части признании права государственной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:59:0020204:0005 и 50:59:0020204:0006.
Отказ от заявленных исковых требований в части признании права государственной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:59:0020204:0005 и 50:59:0020204:0006 принят судом, что нашло отражение в обжалуемом судебном акте.
Решением Арбитражного суда Московской области заявленные исковые требования в части признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:59:0020204:0005 и 50:59:0020204:0006 удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились. В материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения истца, ответчика и третьего лица о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:
Постановлением Главы города Протвино Московской области от 15.07.2002 N 380 индивидуальному предпринимателю Рыбальченко Ольге Юрьевне предоставлены земельные участки, расположенные по адресу: Московская область, г. Протвино, проезд Архитектора Корина, д.11, площадью 759 кв.м и 175 кв.м (л.д.67).
Между администрацией города Протвино Московской области (арендодателем) и индивидуальным предпринимателем Рыбальченко Ольгой Юрьевной (арендатором) заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 15.07.2002 N 224-Ф на срок с 11.04.2002 по 11.03.2007, в соответствии с которым арендодатель на основании постановления главы города Протвино от 15.07.2002 N 380 сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок (категория земель - земли поселений) площадью 759 кв.м, для устройства (расширения) и эксплуатации автостоянки, расположенный по адресу: Московская область, г. Протвино, проезд Архитектора Корина, д.11 (л.д.72-76).
Указанный договор зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой 10.12.2002, регистрационный номер 50-01.58-10.2002-329.1 (л.д.72)
Между администрацией города Протвино Московской области (арендодателем) и индивидуальным предпринимателем Рыбальченко Ольгой Юрьевной (арендатором) заключен договор аренды земельного участка от 30.07.2007 N 24, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 759 кв.м, с кадастровым номером 50:59:002 02 04:0005, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, г. Протвино, проезд Архитектора Корина, д.11, - на срок с 12.03.2007 до 01.03.2010 (л.д.54-55).
Указанный договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области 11.12.2007, регистрационный номер 50-50-59/010/2007-177 (л.д.55 оборот).
Согласно выписке из государственного земельного кадастра на земельный участок площадью 759 кв.м, с кадастровым номером 50:59:002 02 04:0005 - установлено обременение: договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 15.07.2002 N 224-Ф (л.д.71).
Между администрацией города Протвино Московской области (арендодателем) и индивидуальным предпринимателем Рыбальченко Ольгой Юрьевной (арендатором) заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 15.07.2002 N 225-Ф на срок с 11.04.2002 по 11.03.2007, в соответствии с которым арендодатель на основании постановления главы города Протвино от 15.07.2002 N 380 сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок (категория земель - земли поселений) площадью 175 кв.м, для устройства (расширения) и эксплуатации автостоянки, расположенный по адресу: Московская область, г. Протвино, проезд Архитектора Корина, д.11 (л.д.109-110).
Указанный договор зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой 10.12.2002, регистрационный номер 50-01.58-10.2002-331.1 (л.д.109).
Между администрацией города Протвино Московской области (арендодателем) и индивидуальным предпринимателем Рыбальченко Ольгой Юрьевной (арендатором) заключен договор аренды земельного участка от 30.07.2007 N 25, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 175 кв.м, с кадастровым номером 50:59:002 02 04:0006, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, г. Протвино, проезд Архитектора Корина, д.11, - на срок с 12.03.2007 до 01.03.2010 (л.д.91-92).
Указанный договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области 11.12.2007, регистрационный номер 50-50-59/010/2007-174 (л.д.92 оборот).
Согласно выписке из государственного земельного кадастра на земельный участок площадью 175 кв.м, с кадастровым номером 50:59:002 02 04:0006 - установлено обременение: договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 15.07.2002 N 225-Ф (л.д.108).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.06.2010 N 59/004/2010-001 (л.д.9) правообладателем земельного участка площадью 759 кв.м, с кадастровым номером 50:59:002 02 04:0005, является Российская Федерация.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.06.2010 N 59/004/2010-002 (л.д.8) правообладателем земельного участка площадью 175 кв.м, с кадастровым номером 50:59:002 02 04:0006, является Российская Федерация.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Московской области с настоящими исковыми требованиями.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся полномочия на решение вопросов местного значения в области использования земель. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьями 9 и 65 АПК РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В обоснование апелляционной жалобы управление указывает, что администрацией не представлено доказательств отнесения спорного земельного участка к неразграниченным землям как не представленным ранее предприятиям федерального уровня собственности либо не относящимся к иным предусмотренным федеральными законами земельным участкам и предусмотренным федеральными законами землям.
Указанный довод апелляционной жалобы отклоняется по следующим основаниям.
Из представленных в материалы дела документов, в том числе, копий дел правоустанавливающих документов регистрирующего органа, следует, что объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, федеральным государственным унитарным предприятиям, некоммерческим организациям, на спорных земельных участках с кадастровыми номерами 50:59:002 02 04:0005 и 50:59:002 02 04:0006 не имеется и ранее не располагалось.
Управлением не представлено в материалы дела доказательств расположения на спорном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, равно как не представлено доказательств первоначального предоставления спорных земельных участков предприятиям и организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
В материалах дела имеются доказательства обращения администрации города Протвино Московской области в целях регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки с отметками регистрирующего органа о проведении правовой экспертизы заявлений, с указанием на наличие оснований для государственной регистрации права собственности Российской Федерации (л.д.20-21, л.д.77, л.д.114).
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Закона о госрегистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Регистрация прав в Российской Федерации носит заявительных характер.
Доказательства обращения управления к регистрирующему органу с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на спорные земельные участки суду не представлено, в материалах регистрационных дел такие сведения отсутствуют.
Статья 3.1 Федерального закона "О введение в действие земельного кодекса Российской Федерации", введенная Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, содержит критерии отнесения земель к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Спорные земельные участки не могут быть отнесены к собственности Российской Федерации применительно к названной норме, и не были переданы в собственность Российской Федерации в соответствии с ранее действовавшим законодательством (Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю).
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности за Российской Федерацией, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истца в отношении земельного участка и не позволяет ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по решению вопросов местного значения, связанных с использованием находящегося на территории муниципального образования земельного участка.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Истцом по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки.
Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 ГК РФ и нормам Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Согласно статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно статье 17 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием собственности Российской Федерации на земельные участки федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Управление в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано при отсутствии документов-оснований, а также в отсутствие заявления правообладателя, вследствие чего не может быть признано законно возникшим.
Учитывая обстоятельства конкретно данного дела, принимая во внимание, что на спорных земельных участках изначально не располагалось объектов недвижимости, относящихся к уровню федеральной собственности, земельные участки предоставлены в аренду управомоченным лицом, договоры аренды заключены в соответствии с действующим на момент сделок законодательством, прошли государственную регистрацию и в установленном законом порядке не оспорены, арендная плата за земельные участки вносилась арендатором в порядке и на условиях, определенных договорами аренды, и в период действия договоров аренды Российской Федерацией не предъявлялись претензии о получении арендных платежей неуполномоченным лицом, - решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования не подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.03.2011 по делу N А41-43220/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43220/2010
Истец: Администрация г. Протвино, Администрация города Протвино
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области, ТУ ФАУГИ по Московской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области