г. Москва |
|
16 апреля 2014 г. |
Дело N А40-74029/13-53-680 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Чучуновой Н. С.,
судей Алексеева С.В., Тихоновой В.К.
при участии в заседании:
от истца Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423) - не явился, извещен.
от ответчика Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (ИНН 7704270898, ОГРН 1097746680822) - Шикалова М. А. дов. от 30.12.2013 N 22488\2013
от третьего лица ООО "Русский Персонал" (ОГРН-1027739498588) - Каракозова Т.Г. директор, выписка из протокола N 18 от 09.01.2014 г.
рассмотрев 09 апреля 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение от 25 сентября 2013 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Козловым В.Ф.,
на постановление от 13 декабря 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Красновой С.В., Барановской Е.Н., Панкратовой Н.И.
по иску Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве,
третье лицо общество с ограниченной ответственностью "Русский Персонал"
об оспаривании действий
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 16.01.2013 к договору аренды недвижимого имущества от 31.07.2007 N 01-00826/07, заключенному между заявителем и ООО "Русский Персонал", об обязании ответчика произвести государственную регистрацию указанного дополнительного соглашения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Русский Персонал".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.09.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 заявление удовлетворено.
При этом суды исходили из того, что отказывая в регистрации договора аренды, заключенного между Департаментом городского имущества города Москвы и ООО "Русский Персонал", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве нарушило право сторон договора на предпринимательскую деятельность путем извлечения прибыли из использования принадлежащего заявителю недвижимого имущества, и право арендатора на реализацию представленной городом Москвой государственной поддержки в виде льготной ставки арендной платы.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление по основаниям несоответствия содержащихся в них выводов имеющимся доказательствам, неправильного применения норм материального права и принять новый судебный акт, отказав Департаменту в удовлетворении заявления.
В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что в дополнительном соглашении не указаны данные, позволяющие определенно установить предмет дополнительного соглашения, не проведена корректировка арендной платы в связи с увеличением срока аренды.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве поддержало заявленные в кассационной жалобе доводы.
ООО "Русский Персонал" в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения кассационной жалобы, полагает обжалуемые решение и постановление законными и обоснованными.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы, надлежащим образом извещенный о дате и месте судебного разбирательства не явился. Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу решения и постановления, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 31.07.2007 между Департаментом имущества города Москвы (арендодатель) и ООО "Русский Персонал" (аредатор) заключен договор аренды N 1-826/07 на нежилое помещение общей площадью 158,30 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Тверская-Ямская, д.8, стр. 1.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке в ЕГРП 10.10.2007 N 77-77/11-099/2007-866.
Срок действия договора аренды устанавливается с 01.06.2007 до начала реконструкции, но не более чем до 10 августа 2012 (п. 2.1 договора).
Согласно п. 6.1 договора величина арендной платы определяется на основании действующих в городе Москве нормативов по установлению ставки арендной платы на дату заключения настоящего договора и не может быть снижена.
В соответствии с п.6.3 договора стороны пришли к соглашению, что арендная плата с учетом коэффициента-дефлятора подлежит обязательной уплате арендатором без дополнительного согласования и внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий договор.
16.01.2013 между Департаментом имущества города Москвы и ООО "Русский Персонал" заключено дополнительное соглашение к договору N 1-826/07, в котором стороны договорились внести изменения в части срока действия договора N 1-826/07, продлив срока аренды до 30.06.2015.
21.02.2013 Департамент имущества города Москвы обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по городу Москве с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 16.01.2013 к договору аренды от 31.07.2007 N 1-826/07 в отношении объекта недвижимого имущества по адресу: г. Москва, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 8, заключенного с ООО "Русский Персонал" сроком действия до 10.08.2012.
Письмом от 11.04.2013 N 11/056/2013-654 Управлением Росреестра по городу Москве в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды отказано со ссылкой на пункт 1 статьи 452, пункт 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации ввиду отсутствия в представленном на государственную регистрацию дополнительном соглашении данных, позволяющих определенно установить предмет данного соглашения, и на пункт 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с непредставлением заявителем документов, подтверждающих проведение независимой оценочной организацией оценки рыночной ставки арендной платы.
В соответствии с пунктом 9 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" заключение договора аренды на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
Между тем, согласно пункту 4 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О защите конкуренции" (в редакции, действующей на дату заключения спорного дополнительного соглашения и на момент обращения Департамента государственного имущества города Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве) до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
Данный пункт Закона утратил силу с 01 июля 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 02.07.2013 N 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства".
Согласно Федеральному закону от 02.07.2013 N 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ, согласно которым ч. 1 ст. 18 изложена в следующей редакции: "Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 15 настоящего Федерального закона государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства."
Судами установлено, что ООО "Русский Персонал" включен в Реестр субъектов малого предпринимательства (N 7701-133573), о чем Управлению Росреестра по Москве было известно на момент принятия решения об отказе в государственной регистрации, поскольку соответствующая справка имеется в регистрационном деле (л.д. 37-38).
Постановлениями Правительства г. Москвы от 30.12.2008 N 1218-ПП, от 29.12.2009 г. N 1479-ПП, от 25.12.2012 N 800-ПП, N 809-ПП от 15.04.2013 г. N 236-ПП "О мерах имущественной поддержки имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне г. Москвы" установлена ставка арендной платы для субъектов малого предпринимательства на 2011-2012 г. в размере 1800 руб., на 2013 г. - 3500 руб., в связи с чем, необходимости в определении рыночной ставки арендной платы на момент подписания дополнительного соглашения от 16.01.2013 не имелось.
Объект арендных отношений - помещение площадью 158,3 кв. м по адресу: г. Москва, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 8, дополнительным соглашением от 16.01.2013 не изменялся, у сторон договора не имеется неопределенности относительно арендуемых помещений, требование ответчика об указании в дополнительном соглашении об изменении срока аренды данных и об оценке рыночной стоимости объекта не основано на законе.
Согласно абзацам 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Поскольку документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на государственную регистрацию были представлены, основания для отказа в ее проведении не имелось.
С учетом изложенного, суд первой и апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в государственной регистрации дополнительного соглашения от 16.01.2013 к договору аренды от 31.07.2007 N 1-826/07 незаконен.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу решения и постановления апелляционной инстанции, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судом при рассмотрении дела судебной ошибки.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 сентября 2013 года по делу N А40-74029/13-53-680, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2013 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.С. Чучунова |
Судьи |
С.В. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.