город Москва |
|
23 апреля 2014 г. |
Дело N А40-137362/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Нужнова С.Г.
при участии в заседании:
от истца ОАО "СУ МФО РФ": не явились, извещены;
от ответчика ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: не явились, извещены;
от ответчика Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации: Корзинкина А.А. (дов. N 212/2/202 от 20.05.2013 г.)
от третьего лица ТУ Росимущества в г. Москве: не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
рассмотрев 17 апреля 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Строительное управление Московского военного округа"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 сентября 2013 г.,
принятое судьей Козловым В.Ф.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2013 г.,
принятое судьями Валиевым В.Р., Птанской Е.А., Левченко Н.И.,
по делу N А40-137362/12, А40-149681/12
по иску открытого акционерного общества "Строительное управление Московского военного округа" (ОГРН 1097746387111; 109044, г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2/28)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037715046467; 125167, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 41)
о признании отсутствующим права оперативного управления,
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284; 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19); Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ОГРН 1097746349535; 107139, г. Москва, Орликов пер, д. 3, корп. Б); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822; 115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 15)
и по объединенному делу N А40-149681/12
по иску открытого акционерного общества "Строительное управление Московского военного округа""
к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
о признании отсутствующим права собственности, права оперативного управления и признании права собственности,
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
УСТАНОВИЛ: распоряжением Министерства государственного имущества Российской Федерации (далее - Мингосимущество России) от 21 апреля 2000 г. N 572-р "О передаче имущества Замоскворецкой КЭЧ государственному унитарному предприятию "Строительное управление Центрального региона" Минобороны России" объект недвижимого имущества: здание управления N 1 (3 и 4 этажи) площадью 2 665 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2/28, исключен из состава имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Замоскворецкой КЭЧ Московского военного округа и передан в хозяйственное ведение государственному унитарному предприятию "Строительное управление Центрального региона" Минобороны России.
Передача объекта с характеристиками "здание управления, зд. N 10 (3-й и 4-й этаж)" по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2/28 в эксплуатацию ГУП СУ ЦР (МВО) МО РФ от Замоскворецкой КЭЧ на основании вышеуказанного распоряжения Мингосимущества оформлена актом приемки-передачи зданий, сооружений и территории военного городка (ф. 420), актом (накладной) приемки-передачи основных средств от 15 января 2001 г. N 3, утвержденными заместителем Командующего Войсками МВО по строительству и расквартированию войск 26 декабря 2000 г. и 02 ноября 2001 г.
Из перечня объектов городка "Алешинские казармы", передаваемых из оперативного управления Замоскворецкой КЭЧ КЭУ г. Москвы в хозяйственное ведение ГУП СУ ЦР (МВО) МО РФ, утвержденного Начальником строительства и расквартирования войск - заместителем Министра обороны 21 января 2000 г., акта ф. 420 следует, что объект "здание управления N 1 (3-й и 4-й этаж)" по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2/28, обозначен на генплане военного городка под номером 10.
Согласно справке МосгорБТИ от 02 июля 2009 г. N 93-4070, содержащейся в копии дела правоустанавливающих документов N 77-77-13/008/2009-569, объект недвижимости, указанный на ситуационном плане военного городка N 2, ул. Арбатецкая, д. 2/28, под номером 10, учтен в архиве БТИ по официальному адресу: Арбатецкая ул., 2, стр. 1 (общей площадью 2 825,8 кв.м.).
Аналогичные сведения об официальном адресе здания содержатся в справке ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 03 июля 2012 г. N Ф77/10-1-04/674 и справке МосгорБТИ от 16 января 2013 г. N 32.
В результате произведенной на основании распоряжения Минимущества России от 11 апреля 2009 г. N 1123-р "О реорганизации государственных унитарных предприятий, входящих в состав органов строительства и расквартирования войск Вооруженных Сил Российской Федерации" реорганизации, дочерние предприятия ФГУП "Строительное управление Центрального региона (Московского военного округа) Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГУП "СУ ЦР МВО") присоединены к ФГУП "СУ МВО МО РФ".
По передаточному акту от 22 сентября 2006 г. на баланс ФГУП "СУ МВО МО РФ" переданы объекты недвижимого имущества управления СУ МВО по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2/28, в том числе здание управления N 1.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 430 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Строительное управление Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" ФГУП "СУ МВО МО РФ" преобразовано в открытое акционерное общество.
Нежилые помещения на 3 и 4 этаже в строении 1 общей площадью 1 210,2 кв.м., условный номер 77-77-13/008/2009-569, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая д. 2, включены в передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "СУ МВО МО РФ", утвержденный 11 июня 2009 г. ВРИО начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации - заместителем Министра обороны Российской Федерации.
Открытое акционерное общество "Строительное управление Московского военного округа" (далее - ОАО "СУ МВО", истец), созданное в порядке преобразования ФГУП "СУ МВО МО РФ", зарегистрировано в качестве юридического лица 06 июля 2009 г. за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1097746387111.
В соответствии с пунктом 1.2 Устава ОАО "СУ МВО" единственным учредителем общества является Российская Федерация, от имени которой полномочия учредителя и акционера общества в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июля 2011 г. N 1171 внесены изменения в состав передаваемого имущества, утвержденный приказом Министра обороны России от 2009 г. N 430, согласно которому пункт 399 изложен в следующей редакции: "Помещения (этаж 3: ком. А, Б; пом. X: ком. 1, 2; пом. XI: ком. 1-4, 4а, 46, 4в, 5-12, 12а, 13, 13а, 136, 13в, 14-18, 18а, 186, 19-24, 24а, 25-28, 28а, 29, 30, 30а, 31, 31а, 316, 32-34, 34а, 346; пом. XII: ком. 1, 2; этаж 4: ком. А, Б; пом. XIII: ком. 1-6, 6а, 66, 6в, 7-12, 12а, 126, 13-19, 19а, 20-22, 22а, 226, 22в, 23, 23а, 236, 23в, 24-27, 27а, 28-30, 30а, 31-36; пом. XIV: ком. 1-3; пом. XV: ком. 1, 2), назначение: нежилое, общая площадь 1 210,2 кв.м., кадастровый (или условный) номер 77-77-13/008/2009-569, адрес объекта: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2, стр. 1".
Соответствующие изменения были внесены 21 сентября 2011 г. в передаточный акт подлежащего приватизации имущества
Согласно передаточному акту ОАО "СУ МВО" приняло подлежащий приватизации имущественный комплекс федерального государственного унитарного предприятия, в состав которого входит спорный объект недвижимого имущества.
После государственной регистрации ОАО "СУ МВО" в качестве юридического лица произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорные нежилые помещения 3 и 4 этажах общей площадью 1 210,2 кв.м., условный номер 77-77-13/008/2009-569 в строении 1 по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2 (запись регистрации от 14 августа 2009 г. N 77-77-13/008/2009-569).
В настоящее время согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 04 октября 2012 г. N 09/037/2012-551, в ЕГРП содержатся записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации (запись от 15 августа 2012 г. N 77-77-12/018/2012-148) и права оперативного управления ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России (запись регистрации от 07 сентября 2012 г. N 77-77-12/026/2012-868) на все здание общей площадью 2 925,8 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2, стр. 1.
01 марта 2012 г. Управление Росреестра по Москве сообщением N 12/040/2011-169,-148, -173 отказало в государственной регистрации права собственности ОАО "СУ МВО", в том числе, на объекты недвижимого имущества по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая д. 2, стр. 1 в связи с непредставлением документов, подтверждающих закрепление этих объектов в предшествующий период на праве хозяйственного ведения за ФГУП "СУ МВО МО РФ".
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "СУ МВО" в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации) о признании отсутствующим права оперативного управления ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на здание по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2, стр. 1.
Исковое заявление ОАО "СУ МВО" было принято к производству и ему присвоен номер дела N А40-137362/12 (53-1300).
В рамках дела N А40-149681/12 (127-1351) Арбитражным судом города Москвы рассматривался иск ОАО "СУ МВО" к ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на здание по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2, стр. 1, права оперативного управления ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на указанное здание и признании права собственности ОАО "СУ МВО" на объект недвижимого имущества - нежилые помещения общей площадью 1 210,2 кв.м. (этаж 3: ком. А, Б; пом. X: ком. 1, 2; пом. XI: ком. 1-4, 4а, 4б, 4в, 5-12, 12а, 13, 13а, 136, 13в, 14-18, 18а, 186, 19; 24, 24а, 25-28, 28а, 29, 30, 30а, 31, 31а, 316, 32-34, 34а, 346; пом. XII: ком. 1, 2; этаж 4: ком. А, Б; пом. XIII: ком. 1-6, 6а, 6б, 6в, 7-12, 12а, 126, 13-19, 19а, 20-22, 22а, 226, 22в, 23, 23а, 236, 23в, 24-27, 27а, 28-30, 30а, 31-36; пом. XIV: ком. 1-3; пом. XV: ком. 1, 2), расположенные по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая д. 2, стр. 1.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2013 г. по делу N А40-149681/12 (127-1351) производство по делам N А40-137362/12 (53-1300) и N А40-149681/12 (127-1351) объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А40-137362/12 (53-1300).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ТУ Росимущества в г. Москве) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 сентября 2013 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2013 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "СУ МВО" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а также нарушены нормы процессуального права.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации против удовлетворения кассационной жалобы возражал, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представители истца, ответчика (ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации) и третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Министерства обороны Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Требование о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты и применяется в случаях, когда невозможно защитить право путем предъявления других исков.
Согласно пункту 58 указанного постановления лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ (пункт 59 Постановления N 10/22).
В силу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со статьей 213 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
При внесении недвижимого имущества в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал юридического лица право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права за таким юридическим лицом в ЕГРП.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ "Центральное ТУИО", суды исходили из того, что из представленных в материалы дела доказательств не усматривается, что в реестре содержится запись о государственной регистрации права собственности истца на спорные помещения, права на которые зарегистрированы также и за ответчиками, следовательно, удовлетворение иска о признании прав ответчиков отсутствующими не способно восстановить права истца, считающего себя собственником помещений.
Относительно требований о признании права собственности ОАО "СУ МВО" на спорный объект недвижимого имущества суды указали на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о владении истцом спорным объектом недвижимого имущества.
Кроме того, суды пришли к выводу о том, что акционерным обществом в процессе приватизации могло быть приобретено только то имущество, которое входило в имущественный комплекс государственного унитарного предприятия, а поскольку правопредшественники истца не обладали спорным имуществом на праве хозяйственного ведения, то ОАО "Строительное управление Московского военного округа" как правопреемник не могло получить больший объем прав, в том числе и в порядке статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам апелляционной жалобы, им дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции.
Относительно довода о том, что судом первой инстанции не был привлечен к участию в деле в качестве ответчика Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации была привлечена к настоящему делу при вынесении определения от 14 февраля 2013 г. об объединении дел в одно производство.
Поскольку Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации была привлечена к участию в деле в качестве ответчика по делу N А40-149681/12-127-1351, объединенному с настоящим делом, суд кассационной инстанции не усматривает нарушений норм процессуального права.
Доводы истца о том, что отсутствуют описи документы, листы в томах дела не пронумерованы, также не свидетельствуют о нарушении судом норм процессуального права.
Что касается довода о нерассмотрении заявления об отводе судьи Козлову В.Ф., то он также был предметом обсуждения суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
При этом истец не указывает нормы процессуального права, которые, по его мнению, нарушены судами.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права, и направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 сентября 2013 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2013 г. по делу N А40-137362/12, А40-149681/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Строительное управление Московского военного округа" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.