г. Москва |
|
29 апреля 2014 г. |
Дело N А40-113543/13-61-401 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.,
судей: Федосеевой Т.В., Нечаева С.В.,
при участии в заседании:
от истца: извещен, представитель не явился
от ответчика: извещен, представитель не явился
от третьего лица: извещен, представитель не явился
рассмотрев 23 апреля 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 29 ноября 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Анциферовой О.В.,
на постановление от 06 февраля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями: Юрковой Н.В., Баниным И.Н., Сазоновой Е.А.,
по иску ОАО "Дятьковская автоколонна 1472" (ОГРН 1023200527294)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636)
третье лицо Брянская область в лице Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Дятьковская автоколонна 1472" (далее - транспортное предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Российской в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России, ответчик) за счет казны Российской Федерации 7 252 136 руб. 03 коп. убытков, связанных с перевозкой в 2010-2012 годах льготных категорий граждан на общественном транспорте на территории Брянской области (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Брянская область в лице Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области (далее - Департамент, третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 ноября 2013 года исковые требования удовлетворены.
При этом суд исходил из подтвержденности материалами дела возникновения у истца убытков в результате неполного возмещения последнему расходов по перевозке льготных категорий граждан.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2014 года принятое по настоящему делу решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, Минфин России обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Заявитель жалобы указывает на неправильность представленного транспортным предприятием расчета убытков.
В этой связи Минфин России полагает, что выводы суда, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Истец и третье лицо отзывы на кассационную жалобу не представили.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального права и соблюдения норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления, а также соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что названные судебные акты должны быть оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец, являясь организацией общественного транспорта, осуществлявшей перевозки граждан на троллейбусном транспорте на городских маршрутках, в 2010-2012 годах, при реализации проводимых органами государственной власти Российской Федерации и Брянской области мероприятий по обеспечению федеральным льготникам равной с областными льготниками доступности услуг общественного транспорта, предоставлял федеральным льготникам, проживающим на территории Брянской области, право проезда на общественном транспорте в городском пассажирском сообщении на основании единого социального проездного билета.
В обоснование исковых требований транспортное предприятие ссылалось на то, что в связи с предоставлением льготного проезда оно недополучило за проезд в общественном транспорте 7 252 136 руб. 03 коп., в связи с чем просило суд взыскать с ответчика убытки в названном размере.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой и апелляционной инстанций установил, что расходы транспортного предприятия на перевозку льготных категорий граждан возмещены транспортному предприятию не в полном объеме, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика убытков в заявленном размере, расчет которых проверен судом первой и апелляционной инстанций и признан верным.
Кассационная инстанция, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2007 N 1476/07, 05.02.2008 N, 05.02.2008 N 12479/07, 23.06.2009 N, 25.01.2011 N 9621/10, 26.04.2011 N 17828/10, признает правомерным вывод суда о наличии у Российской Федерации обязанности по возмещению транспортному предприятию в полном объеме убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан.
Доводы кассационной жалобы о неправильном расчете убытков в виде неполученной провозной платы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и обстоятельств, установленных судом, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 ноября 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2014 года по делу N А40-113543/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Завирюха |
Судьи |
Т.В. Федосеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.