г. Москва |
|
16 мая 2014 г. |
Дело N А40-104635/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя Закрытого акционерного общества "Центр Коммерческой Недвижимости "Столица" генерального директора Рукавицы К.А., протокол N 22 от 18 января 2013 года, Банникова П.А. по доверенности от 15 июля 2013 года
от ответчика Департамента городского имущества города Москвы Голоушкиной С.В. по доверенности от 11 декабря 2013 года N 33-Д-816/13
рассмотрев 13 мая 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Департаменту городского имущества города Москвы
на решение от 16 октября 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Аксеновой Е.А.
на постановление от 20 января 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Румянцевым П.В., Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т.
по делу N А40-104635/13
по заявлению Закрытого акционерного общества "Центр Коммерческой Недвижимости "Столица" (ЗАО ЦКН "Столица", ОГРН 1027739019967)
к Департаменту городского имущества города Москвы
об оспаривании решения об отказе в оказании государственной услуги
УСТАНОВИЛ:
ЗАО ЦКН "Столица" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы об отказе в оказании государственной услуги по выдачи распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в городе Москве, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, вл. 2/1, корп. 2.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 октября 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2014 года, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО ЦКН "Столица" возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представители ЗАО ЦКН "Столица" возражали против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ЗАО ЦКН "Столица" является собственником нежилого здания, общей площадью 8270,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, вл. 2/1, корп. 2.
30 октября 2006 года ЗАО ЦКН "Столица" обратился в службу "одного окна" Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, на котором расположено здание, и который необходим для использования здания в соответствии с его назначением.
05 мая 2008 года Департамент земельных ресурсов города Москвы издано распоряжение N 960 об утверждении проекта границ неделимого земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, вл. 2/1, стр. 10, согласно которому площадь участка составляла 0,5650 га, а сам участок образован из земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002001:104.
02 октября 2009 года указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер 77:04:0002001:1006.
19 декабря 2011 года Департамент земельных ресурсов города Москвы, издано распоряжение N 3459-04 ДЗР о предоставлении земельного участка в аренду ЗАО ЦКН "Столица". Предметом указанного договора аренды являлся земельный участок, на котором расположено здание ЗАО ЦКН "Столица", площадью 5685 кв.м, кадастровый номер 77:04:0002001:1006, срок аренды - до 31 октября 2060 года.
После подписания договора аренды заявителю стало известно, что 23 ноября 2011 года ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Москве сняло с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 77:04:0002001:1006, который являлся предметом заключенного договора аренды, на основании пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с которой внесение в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости (в том числе земельного участка) или образованных объектов недвижимости, носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим.
Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. Таким образом, пока Департамент земельных ресурсов г. Москвы, в нарушение регламента, изготавливал и подписывал договор аренды, с момента постановки земельного участка на кадастровый учет прошло более 2-х лет и сведения о нем были исключены из государственного кадастра недвижимости.
Решение Департамента земельных ресурсов города Москвы о предоставлении земельного участка ЗАО ЦКН "Столица" от 19 декабря 2011 года N 3459-04 ДЗР, было принято после снятия земельного участка с кадастрового учета, следовательно, не позволило ЗАО ЦКН "Столица" осуществить государственную регистрацию договора аренды указанного участка в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
27 февраля 2013 ЗАО ЦКН "Столица" получило письмо от Департамента городского имущества города Москвы N 33-5-2491/13-/0/-1 в котором сообщалось, что для разрешения сложившейся ситуации заявителю необходимо обратится в Департамент городского имущества города Москвы в режиме "одного окна" с заявлением на повторное утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Так как ЗАО ЦКН "Столица" требовалось повторное прохождение процедуры оформления договора аренды земельного участка, на котором расположено здание, заявитель обратился в ГУП "Главное Архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры" с заявлением о расчете площади земельного участка необходимого для обслуживания принадлежащего ему здания.
Согласно расчету ГУП "Главное Архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры" N 100-02(340)-2068/3-(0)-1 от 18 июня 2013 года необходимая площадь территории участка для обеспечения эксплуатации здания, расположенного по адресу: 1-я Фрезерная ул., д. 2/1, корп. 2, составляет 0,593 га.
20 июня 2013 года ЗАО ЦКН "Столица" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением N 33-5-16854/13-(0)-0 за предоставлением государственной услуги по выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в г. Москве, расположенного по адресу: Москва, ул. 1-я Фрезерная, вл. 2/1, к. 2.
К запросу прилагалось письмо ЗАО ЦКН "Столица" N 25 от 20 июня 2013 года, в котором содержалась просьба об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории площадью не меньшей чем ранее предоставленный в аренду участок с кадастровым номером 77:04:0002001:1006.
08 июля 2013 года Департамент городского имущества города Москвы письмом N 33-5-16854/13-(0)1 отказал ЗАО ЦКН "Столица" в оказании государственной услуги по выдачи распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в городе Москве, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, вл. 2/1, корп. 2, указав, что здание по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, д. 2/1, корп. 2 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0002001:104; расчет, выполненный ГУП "Главное Архитектурно-Планировочное Управление Москомархитектуры", не может служить основанием для перераспределения границ земельных участков; рассмотрение вопроса формирования земельного участка для эксплуатации указанного административного здания в иных границах будет возможно только после утверждения проекта межевания территории квартала по указанному адресу.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 7 статьи 36 ЗК РФ в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При этом по смыслу указанного пункта утверждение схемы расположения земельного участка под зданием, принадлежащем на праве собственности заявителю, является безусловной обязанностью государственного органа и необходимой предпосылкой для подачи документов на оформление земельного участка в собственность или аренду.
Удовлетворяя заявление, суды правильно исходили из того, что ответчиком в установленные сроки распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка принято не было, утвержденная схема не выдана заявителю.
Указанные в письме обстоятельства не могут являться основанием для ограничения гарантированного федеральным законодательством права лица на постановку земельного участка на кадастровый учет.
Право заявителя на спорный земельный участок под зданием возникло у него в силу прямого указания закона, в связи с чем, заявитель вправе требовать определения границ земельного участка под принадлежащими ему на праве собственности зданием в целях его последующего оформления в собственность или аренду вне зависимости от нахождения земельного участка в пользовании у третьих лиц.
Таким образом, суды обоснованно пришли к выводу о том, что оспариваемое решение ответчика об отказе в оказании государственной услуги по выдачи распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в городе Москве принято незаконно и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, в том числе и о том, что вопрос о площади земельного участка не разрешен и у ответчика отсутствуют правовые основания для перераспределения границ существующего земельного участка которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 октября 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2014 года по делу N А40-104635/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.