г. Москва |
|
20 января 2014 г. |
Дело N А40-104635/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.10.2013 по делу N А40-104635/13, принятое судьей Аксеновой Е.А. (121-182)
по заявлению ЗАО "Центр Коммерческой Недвижимости "Столица" (ОГРН 1027739019967, 109202, Москва, ул. 1-я Фрезерная, 2/1, к. 2)
к Департаменту городского имущества города Москвы (115054, Москва, ул. Бахрушина, 20)
о признании незаконным решения плана
при участии:
от заявителя: |
1) Банников П.А. по дов. от 15.07.2013; 2) Генеральный директор Рукавица К.А. на основании протокола N 22 заседания совета директоров ЗАО "Центр Коммерческой Недвижимости "Столица" |
от ответчика: |
Коняшкина Ю.В. по дов. N 33-Д-923/13 от 27.12.2013; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Центр Коммерческой Недвижимости "Столица" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) об отказе в оказании государственной услуги по выдачи распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в городе Москве, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, вл. 2/1, корп. 2.
Решением от 16.10.2013 Арбитражным судом г. Москвы требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на отсутствие у ответчика обязанности по выдаче схемы расположения земельного участка, поскольку государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен и в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка. Кроме того, обжалуемым судебным актом вопрос о площади земельного участка неразрешен, у департамента отсутствуют правовые основания для перераспределения границ существующего земельного участка, довод заявителя о невозможности эксплуатации здания в границах существующего земельного участка является несостоятельным и документально неподтвержденным.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Представил письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позиции лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Из материалов дела усматривается, что ЗАО "Центр Коммерческой Недвижимости "Столица" является собственником нежилого здания, общей площадью 8 270, 4 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, вл. 2/1, корп. 2.
30 октября 2006 года заявитель обратился в службу "одного окна" Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, на котором расположено здание, и который необходим для использования здания в соответствии с его назначением (Регистрационный N 33-5Т4-887/6-(0)-0).
05 мая 2008 года Департамент земельных ресурсов города Москвы издал Распоряжение N 960 об утверждении проекта границ неделимого земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, вл. 2/1, стр. 10.
Согласно указанного распоряжения, площадь участка составляла 0,5650 га, а сам участок образован из земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002001:104.
02 октября 2009 года указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый N 77:04:0002001:1006.
19 декабря 2011 года Департамент земельных ресурсов города Москвы, издает Распоряжение N 3459-04 ДЗР о предоставлении земельного участка в аренду заявителю.
Предметом указанного договора аренды являлся земельный участок, на котором расположено здание заявителя, площадью 5 685 кв.м., кадастровый номер 77:04:0002001:1006. Срок аренды - до 31 октября 2060 года.
После подписания договора заявителю стало известно, что 23 ноября 2011 года ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Москве сняло с кадастрового учета земельный участок N 77:04:0002001:1006, который являлся предметом заключенного договора аренды, на основании п.4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с указанной нормой, внесение в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости (в том числе земельного участка) или образованных объектов недвижимости, носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим.
Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. Таким образом, пока Департамент земельных ресурсов г. Москвы, в нарушение регламента, изготавливал и подписывал договор аренды, с момента постановки земельного участка на кадастровый учет прошло более 2-х лет и сведения о нем были исключены из государственного кадастра недвижимости.
Решение ответчика о предоставлении земельного участка заявителю от 19 декабря 2011 г. N 3459-04 ДЗР, было принято после снятия земельного участка с кадастрового учета, следовательно, не позволило обществу осуществить государственную регистрацию договора аренды указанного участка в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент земельных ресурсов и Департамент имущества города Москвы были реорганизованы в Департамент городского имущества города Москвы.
27 февраля 2013 заявитель получил Письмо от Департамента городского имущества города Москвы N 33-5-2491/13-/0/-1 в котором сообщалось, что для разрешения сложившейся ситуации заявителю необходимо обратится в департамент в режиме "одного окна" с заявлением на повторное утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Так как обществу требовалось повторное прохождение процедуры оформления договора аренды земельного участка, на котором расположено здание, заявитель обратился в ГУП "Главное Архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры" с заявлением о расчете площади земельного участка необходимого для обслуживания принадлежащего заявителю здания.
Согласно расчету ГУП "Главное Архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры" N 100-02(340)-2068/3-(0)-1 от 18.06.2013 необходимая площадь территории участка для обеспечения эксплуатации здания, расположенного по адресу: 1-я Фрезерная ул., д. 2/1, корп. 2, оставляет 0,593 га.
20.06.2013 за N 33-5-16854/13-(0)-0 заявитель обратился в Департамент за предоставлением государственной услуги по выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в г. Москве, расположенного по адресу: Москва, ул. 1-я Фрезерная, вл. 2/1, к. 2.
К запросу прилагалось письмо заявителя N 25 от 20.06.2013 в котором содержалась просьба об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории площадью не меньшей чем ранее предоставленный в аренду участок с кадастровым номером 77:04:0002001:1006.
08 июля 2013 года Департамент письмом N 33-5-16854/13-(0)1 отказал обществу в оказании государственной услуги по выдачи распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в городе Москве, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, вл. 2/1, корп. 2.
Спорный отказ мотивирован тем, что здание по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, д. 2/1, корп. 2 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0002001:104; расчет, выполненный ГУП "Главное Архитектурно-Планировочное Управление Москомархитектуры", не может служить основанием для перераспределения границ земельных участков; рассмотрение вопроса формирования земельного участка для эксплуатации указанного административного здания в иных границах будет возможно только после утверждения проекта межевания территории квартала по указанному адресу.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемым решением нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку спорное решение препятствует обществу осуществлять предпринимательскую деятельность, как собственнику здания.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, несостоятельны и подлежат отклонению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество обратилось с заявлением о выпуске распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, занятого объектами недвижимости заявителя.
Право собственности заявителя на объекты недвижимого имущества подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и не оспаривается сторонами.
Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу абзаца 1 пункта 7 статьи 36 ЗК РФ в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абзац 2 пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Как усматривается из материалов дела, Департаментом в установленные сроки распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка принято не было, утвержденная схема не выдана заявителю.
В адрес общества направлено письмо от 08.07.2013 N 33-5-16854/13-(0)1, которым сообщено об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Между тем, по смыслу пункта 7 статьи 36 ЗК РФ утверждение схемы расположения земельного участка под зданием, принадлежащем на праве собственности заявителю, является безусловной обязанностью государственного органа и необходимой предпосылкой для подачи документов на оформление земельного участка в собственность или аренду.
Указанные в письме обстоятельства не могут являться основанием для ограничения гарантированного федеральным законодательством права лица на постановку земельного участка на кадастровый учет (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
В силу пункта 7 статьи 36 ЗК РФ издание соответствующего распорядительного акта является прерогативой органа местного самоуправления, в настоящем случае, ввиду того, что земельный участок расположен в границах города Москвы - Департамента городского имущества г. Москвы.
Право общества на спорный земельный участок под зданием возникло у него в силу прямого указания закона, в связи с чем, общество вправе требовать определения границ земельного участка под принадлежащими ему на праве собственности зданием в целях его последующего оформления в собственность или аренду вне зависимости от нахождения земельного участка в пользовании у третьих лиц.
Доводы жалобы о том, что судебным актом вопрос о площади земельного участка не разрешен, у департамента отсутствуют правовые основания для перераспределения границ существующего земельного участка, несостоятельны, поскольку предметом спора названные обстоятельства не являлись.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.10.2013 по делу N А40-104635/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-104635/2013
Истец: ЗАО "Центр коммерческой недвижимости "Столица"
Ответчик: Департамент городского имущества города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2016 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-50261/16
16.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-3829/14
20.01.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-43032/13
16.10.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-104635/13