г. Москва |
|
14 мая 2014 г. |
Дело N А40-146304/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ворониной Е.Ю., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от заявителя Открытого акционерного общества "МОСГАЗ" Сучкова И.В. по доверенности от 16 декабря 2013 года N 20-03/338, Долгова В.В. по доверенности от 16 декабря 2013 года N 20-03/341
от ответчика Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу Помараевой Е.С. по доверенности от 13 сентября 2013 года
рассмотрев 06 мая 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Открытого акционерного общества "МОСГАЗ"
на решение от 24 декабря 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Лапшиной В.В.
на постановление от 28 февраля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Захаровым С.Л., Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б.
по делу N А40-146304/13
по заявлению Открытого акционерного общества "МОСГАЗ" (ОГРН 1127747295686)
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (ОГРН 1057748853690)
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "МОСГАЗ" (далее - ОАО "МОСГАЗ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ЦФО) от 29 июля 2013 года N 10-36/966 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2014 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ОАО "МОСГАЗ" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представители ОАО "МОСГАЗ" поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представитель Департамента Росприроднадзора по ЦФО возражал против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что Департаментом Росприроднадзора по ЦФО в отношении ОАО "МОСГАЗ" было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, по результатам которого составлен протокол об административном правонарушении от 23 июля 2013 года N 10-33/1242 и вынесено постановление от 29 июля 2013 года N 10-35/1353 о привлечении ОАО "МОСГАЗ" к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Из указанных документов следует, что ОАО "МОСГАЗ", передав в 2012 году грунты IV и/или V класса опасности на размещение в ООО "Полигон ПГС" в количестве 6520 тонн, а также в ООО "Заготовитель" в количестве 2000 тонн, допустило размещение отходов производства и потребления в нарушение установленных лимитов размещения отходов на полигоне ТБО "Тимохово" (собственник ОАО "Полигон Тимохово"), что является нарушением статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
В целях устранения выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований ОАО "МОСГАЗ" было выдано предписание от 29 июля 2013 года N 10-36/966 на основании статьи 18 Закона об отходах, согласно которому ОАО "МОСГАЗ" предписывается осуществлять размещение грунтов I - IV класса опасности, образовавшиеся в результате хозяйственной деятельности ОАО "МОСГАЗ" на объектах размещения отходов, в соответствии с утвержденными документами об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии со статьей 18 Закона об отходах в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Согласно Приказу Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - Порядок) лимитами на размещение отходов являются предельно допустимые количества отходов конкретного вида, направляемые на размещение в конкретные объекты захоронения отходов.
В силу статьи 1 Закона об отходах под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Рассматривая данное дело, суды правильно указали, что согласно утвержденным нормативам годовой норматив образования грунта IV класса опасности в целом по ОАО "МОСГАЗ" составляет 317 тонн, грунта V класса - 2 942,22 тонн, из которых 2882,06 тонн грунта V класса подлежат передаче на использование, 321,16 тонн грунта IV - V класса опасности подлежат передаче на размещение на полигон ТБО "Тимохово" (ОАО "Полигон Тимохово"), 56 тонн грунта V класса подлежат передаче на размещение ТБО "Кучино" (ООО "Заготовитель").
В ходе проведения административного расследования Департаментом Росприроднадзора по ЦФО у ОАО "Полигон Тимохово" были истребованы сведения о количестве принятого 2012 году от предприятия грунта IV - V класса опасности. Согласно справке N 7 от 12 июля 2013 года, представленной ОАО "Полигон Тимохово", за 2012-2013 годы прием грунта IV - V класса опасности от предприятия не производился.
ОАО "МОСГАЗ" в ходе проведения административного расследования представлены договоры с ООО "Полигон ПГС" на сдачу экологически чистых техногенных грунтов и строительных отходов 4-5 классов опасности N 524/МГ-ДУ-1815 от 29 августа 2012 года, N 170/МГ-ДУ-0064 от 21 января 2013 года.
Департаментом Росприроднадзора по ЦФО установлено и заявителем не отрицается, что грунты IV и/или V класса опасности класса были переданы ОАО "МОСГАЗ" в 2012 году на размещение в ООО "Полигон ПГС" в количестве 6520 тонн, в ООО "Заготовитель" (полигон ТБО "Кучино") в количестве 2000 тонн.
В соответствии с документами об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО "МОСГАЗ" был установлен годовой лимит размещения грунтов IV класса опасности в количестве 317 тонн и V класса опасности в количестве 4,160 тонн на полигоне ТБО "Тимохово" (собственник ОАО "Полигон Тимохово").
Таким образом, суды обоснованно пришли к выводу о том, что, передав в 2012 году грунты IV и/или V класса опасности класса на размещение на другие полигоны и с превышением установленного лимита на размещение, ОАО "МОСГАЗ" осуществило размещение указанных отходов на неутвержденных объектах размещения.
При этом, отклоняя довод заявителя о том, что на оставшиеся 2881,96 тонны утвержденными Департаментом Росприроднадзора по ЦФО лимитами - полигон установлен не был, в связи с чем ОАО "МОСГАЗ" имело право передать указанный грунт на любой объект размещения, при наличии у него соответствующей лицензии, суды правомерно указали, что пунктом 1 Порядка установлены требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
В соответствии с Приложением к данному Порядку в графе отходы, передаваемые на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, указывается наименование объекта размещения отходов, наименование юридического лица или индивидуальный предприниматель, эксплуатирующее объект размещения отходов и номер объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.
В этой связи, размещение отходов на полигон, не указанный в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, размещение отходов, является самовольным.
Исходя из положений статей 1, 19, 22, 24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду и устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.
Факт накопления заявителем отходов производства и потребления в результате осуществления хозяйственной деятельности, а также их размещение на территории ОАО "МОСГАЗ" с превышением лимитов подтвержден материалами дела.
ОАО "МОСГАЗ" осуществляло хозяйственную деятельность, связанную с обращением отходов производства и потребления, с нарушениями нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что влечет негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
ОАО "МОСГАЗ" обязано соблюдать при осуществлении своей деятельности, в результате которой образуются отходы, требования Закона об отходах производства, в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.
Утверждение заявителя о невозможности исполнить предписание в установленный в нем срок (02 декабря 2013 года), несостоятельно, поскольку заявитель имел возможность сообщить о соблюдении утвержденных документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2014 года по делу N А40-146304/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.