г. Москва |
|
09 июня 2014 г. |
Дело N А41-25057/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Шуршаловой Н.А.,
судей Агапова М.Р., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя предпринимателя Щербиной Е.А.: Коржавина Е.В.(дов. от 17.03.14 N ЩИП-08-14)
от ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области: Дударева М.Ю. (дов. от 23.12.13 N 211)
от третьих лиц ИФНС по г.Истре Московской области: Асатрян К.С. (дов. от 03.04.14 N 03-13/0649)
рассмотрев 09 июня 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2014 г.,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Щербиной Е.А.
к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области
о признании не соответствующей рыночной стоимости кадастровой стоимости земельного участка и обязании внести изменения в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, о кадастровой стоимости спорного земельного участка,
третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация сельского поселения Ядроминское, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Истре Московской области,
УСТАНОВИЛ: индивидуальный предприниматель Щербина Е.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:08:09 03 37:0040 площадью 249 247 кв.м, расположенного по адресу: Московская обл., Истринский район, с/пос. Ядроминское, участок 100 м западнее дер.Лужки.
По данным акта определения кадастровой стоимости, утвержденного 11 апреля 2012 г., кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 13 марта 2012 г. в размере 603 127 890 рублей 60 копеек, рассчитанной с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений Истринского района в размере 2 419 рублей 80 копеек за 1 кв.м.
Согласно отчету от 16 апреля 2013 г. N 138 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненному профессиональным оценщиком - ООО ИКФ "ВЕС", по состоянию на 13 марта 2012 г. рыночная стоимость земельного участка составляет 117 290 000 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость, содержащаяся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, является недостоверной, индивидуальный предприниматель Щербина Е.А. обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением (с учетом его уточнения) к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области о признании не соответствующей рыночной стоимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:08:090337:0040 общей площадью 249 247 кв. м, внесенной 13 марта 2012 г. в государственный кадастр недвижимости в размере 603 127 890 рублей 60 копеек.
Также индивидуальный предприниматель Щербина Е.А. просила определить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, а именно в размере 117 290 000 рублей и об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести изменения в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав в качестве кадастровой стоимости данного земельного участка его рыночную стоимость на дату, по состоянию, на которую была установлена его кадастровая стоимость (13 марта 2012 г.), в размере 117 290 000 рублей.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Администрация сельского поселения Ядроминское, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Истре Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 октября 2013 г. требования удовлетворены.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2014 г. на основании части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Министерства экологии и природопользования Московской области на Министерство имущественных отношений Московской области.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2014 г. решение Арбитражного суда Московской области от 28 октября 2013 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права, регулирующие порядок проведения государственной кадастровой оценки земель.
Отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель индивидуального предпринимателя Щербиной Е.А. возражал против ее удовлетворения.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Истре Московской области пояснил, что рассмотрение кассационной жалобы оставляет на усмотрение суда.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Администрации сельского поселения Ядроминское в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке статей 156 и 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Удовлетворяя требования индивидуального предпринимателя Щербиной Е.А., суды с учетом фактических обстоятельств настоящего дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 28 июня 2011 г. N 913/11, правильно применив положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пришли к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом оценщика от 16 апреля 2013 г. N 138.
Суд кассационной инстанции соглашается с таким выводом судов.
Как следует из названного отчета, в рассматриваемом случае рыночная стоимость спорного земельного участка была установлена оценщиком по состоянию на ту же дату, на которую была определена кадастровая стоимость этого участка кадастровой палатой (13 марта 2012 г.).
Соответствие данного отчета требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением от 28 июня 2013 г. N 0130-О/13.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что при рассмотрении дела ответчик не представил доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не ходатайствовал о назначении экспертизы, у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения оценщика.
Иная оценка установленных судами обстоятельств и иное толкование норм права не свидетельствует о судебной ошибке и не может являться основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены. При этом в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Тот факт, что в настоящее время в государственный кадастр объектов недвижимости внесена иная кадастровая стоимость участка, не влияет на законность судебных актов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 октября 2013 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2014 г. по делу N А41-25057/13 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А.Шуршалова |
Судьи |
М.Р.Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.