город Москва |
|
03 июня 2014 г. |
Дело N А40-67103/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Стрельникова А.И., Петровой В.В.
при участии в заседании:
от истца - Андропов В.П., дов. от 02.09.2013 г. N 8; Болдырев О.Т., дов. от 29.01.2014 г. N 1; Назарова Е.В. дов. от 05.09.2013 г. N 5
от ответчика - Золотов Л.А., дов. от 27.12.2013 г. N 33-Д-935/13
рассмотрев 28 мая 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы (ответчика)
на решение от 08 октября 2013 года Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Махалкиным М.Ю.
и постановление от 13 февраля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Кузнецовой Е.Е., Красновой С.В., Сумароковой Т.Я.
по иску ОАО "Промэлектромонтаж"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка
УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество "Промэлектромонтаж" (далее - ОАО "Промэлектромонтаж") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) об обязании ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 9.234 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0001001:26, имеющего адресный ориентир: г. Москва, ул. Сокольнический Вал, вл. 1Д, на предложенных истцом условиях, ссылаясь на неисполнение Департаментом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 29 декабря 2012 г. по делу N А40-60885/12.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 октября 2013 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2014 г., требования удовлетворены и на Департамент возложена обязанность в течение семи дней с момента вступления решения в законную силу заключить с ОАО "Промэлектромонтаж" договор купли-продажи земельного участка площадью 9.234 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0001001:26, имеющего адресный ориентир: г. Москва, ул. Сокольнический Вал, вл. 1Д, на предложенных истцом в проекте договора условиях.
Удовлетворяя требования истца, суды первой и апелляционной инстанций отклонили возражения ответчика об утрате истцом права на выкуп земельного участка по льготной цене и предложение ответчика о включении в текст договора условия о запрете на строительство, поскольку пришли к выводу о том, что у ответчика обязанность заключить с истцом договор возникла до 1 июля 2012 года, а запрет на строительство не является договорным условием и может быть установлен только решением правительства Москвы или иного уполномоченного на это органа.
В кассационной жалобе на вынесенные по делу судебные акты Департамент настаивает на своих доводах об утрате истцом права на выкуп земельного участка по льготной цене, поскольку установленный Федеральным законом от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" льготный период закончился 01.07.2012 г., и на включении в текст договора условия о запрете на строительство, в связи с чем просит решение от 08 октября 2010 г. и постановление от 13 февраля 2014 г. отменить в части установления выкупной цены земельного участка в размере 15.402.995 руб. 32 коп.
ОАО "Промэлектромонтаж" поддерживает приведенные в ранее представленном отзыве доводы о неправомерном уклонении именно Департамента от заключения договора в установленные сроки, что ранее уже было установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А40-60885/12, а также о том, что отсутствие в договоре условия о запрете на строительство не приводит к несоответствию договора действующим нормам права и что вопрос об установлении запрета на строительство мог быть решен Департаментом после вступления в силу решения Арбитражного суда города Москвы от 29 декабря 2099 г. по делу N А40-60885/12, просит судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые ответчиком судебные акты отмене не подлежат в связи со следующим.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 29 декабря 2012 г. по делу N А40-60885/12 признан незаконным отказ Департамента в оформлении договора купли-продажи арендуемого ОАО "Промэлектромонтаж" земельного участка площадью 9.234 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0001001:26, на котором находятся принадлежащие ОАО "Промэлектромонтаж" на праве собственности в результате их приватизации девять нежилых зданий и строений, в связи с чем на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путем направления последнему проекта договора купли-продажи земельного участка.
Не получив от Департамента проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:03:0001001:26, ОАО "Промэлектромонтаж" направило ему свой проект договора, в котором выкупная цена земельная участка была определена в размере 20% от кадастровой стоимости этого земельного участка.
Подписанный на предложенных истцом или с протоколом разногласий договор Департаментом покупателю возвращен не был.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при приобретении до 1 июля 2012 года собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, таких земельных участков их цена подлежала установлению субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" до 1 июля 2012 года цена в размере 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка устанавливалась при приобретении земельных участков коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках объектов капитального строительства, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти объекты капитального строительства были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия соответствующего решения исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек одновременно с приобретением указанными в пункте 1 названной статьи лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, органы государственной власти могут устанавливать запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке (далее - запрет на строительство, реконструкцию).
Запрет на строительство, реконструкцию не распространяется на реконструкцию объектов капитального строительства, использование которых предусмотрено частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации или реконструкция которых не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Запрет на строительство, реконструкцию подлежит снятию по заявлению собственника соответствующего земельного участка, которое подается в исполнительный орган государственной власти, в течение месяца после внесения этим собственником платы за снятие такого запрета. Размер платы за снятие такого запрета не может превышать восемьдесят процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Установление и снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляются в порядке, предусмотренном законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 7 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" решением Правительства Москвы (уполномоченного им органа) о передаче в собственность земельных участков собственникам объектов капитального строительства или обладателям права постоянного (бессрочного) пользования, приобретаемых в соответствии со статьей 6 названного Закона, устанавливается запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке.
Снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляется Правительством Москвы (уполномоченным им органом), принявшим решение о передаче соответствующего земельного участка в собственность, по заявлению собственника земельного участка и при условии оплаты им 80 процентов от кадастровой стоимости такого участка, действующей на момент снятия запрета на строительство, реконструкцию.
Установив, что у Департамента обязанность заключить с ОАО "Промэлектромонтаж" договор купли-продажи земельного участка площадью 9.234 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0001001:26, на котором находятся принадлежащие ОАО "Промэлектромонтаж" на праве собственности в результате их приватизации девять нежилых зданий и строений, возникла до 1 июля 2012 года и что решений об установлении запрета на строительство на данном участке принято не было, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о сохранении за истцом права на выкуп этого земельного участка по ранее установленной льготной цене и на необязательность включение в текст договора условия о запрете на строительство, поскольку установление такого запрета не является договорным условием.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 октября 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2014 года по делу N А40-67103/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Г.Нужнов |
Судьи |
В.В.Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.