город Москва |
|
26 мая 2014 г. |
Дело N А40-95127/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Ананьиной Е.А., Зверевой Е.А.
при участии в заседании:
от заявителя - Струков Д.В., дов. от 29.04.2014 г. N 33-Д-324/14
от ответчика - Пахомов П.А., дов. от 30.12.2013 г. N 22498/2013
рассмотрев 20 мая 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы (заявителя) на решение от 14 октября 2013 года Арбитражного суда города Москвы принятое судьей Нариманидзе Н.А. и на постановление от 20 января 2014 года Девятого арбитражного апелляционного суда принятое судьями Румянцевым П.В., Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т.
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным отказе в государственной регистрации права
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве), оформленного сообщением от 30.04.2013 г. N 12/046/2012-880, 870, 876, 869 об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на объекты недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Восточная, дом 4, корп. 1, стр. 1 (общей площадью 10,4 кв. м), стр. 2 (общей площадью 117,6 кв. м), стр. 3 (общей площадью 90,3 кв. м) и стр. 5 (общей площадью 337,7 кв. м), ссылаясь на предоставление регистратору полного пакета документов, необходимых для регистрации права, в том числе выписок из Реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, и выданных Южным территориальным бюро технической инвентаризации города Москвы (далее - Южное ТБТИ) кадастровых паспортов на заявленные к регистрации объекты недвижимости, и незаконность, в связи с этим, требований регистратора о представлении дополнительных документов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2013 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2014 г., в удовлетворении требований отказано.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованными доводы ответчика о том, что сами по себе выписки из Реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, не могут подтверждать принадлежность заявленных к регистрации объектов, созданных до 1991 г., на праве собственности городу Москве, а также о ненадлежащем оформлении кадастровых паспортов на стр. 1 и стр. 5, в которых указаны адреса этих объектов, не зарегистрированные в Адресном реестре зданий и сооружений в г. Москве.
В кассационной жалобе на вынесенные по делу судебные акты Департамент городского имущества города Москвы настаивает на своих доводах о предоставление регистратору полного пакета документов, необходимых для регистрации права, в связи с чем просит решение от 14 октября 2013 г. и постановление от 20 января 2014 г. отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Управление Росреестра по Москве приведенные в кассационной жалобе доводы считает необоснованными, просит судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые заявителем судебные акты отмене не подлежат в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, сообщением от 13.02.2013 г. N 12/050/2012-603 Управление Росреестра по Москве на основании абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало в государственной регистрации права собственности города Москвы на объекты недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Восточная, дом 4, корп. 1, стр. 1 (общей площадью 10,4 кв. м), стр. 2 (общей площадью 117,6 кв. м), стр. 3 (общей площадью 90,3 кв. м) и стр. 5 (общей площадью 337,7 кв. м).
В подтверждение принадлежности заявленных к регистрации объектов недвижимости на праве собственности городу Москве заявитель представил регистратору выписки из Реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, в которых в качестве основания для включения этих объектов в Реестр указано только Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничений государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
При этом в приложенных к заявлению кадастровых паспортах на стр. 1 и стр. 5 было указано, что адреса этих строений не зарегистрированы в Адресном реестре зданий и сооружений в г. Москве.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации права может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 этой же статьи в государственной регистрации права может быть отказано, если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 10 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 названного Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества.
В переходный период (до 01.01.2013 г.) применения Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 3 статьи 43 названного Федерального закона.
В соответствии с Приложением 1 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2008 г. N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка" в пункте 1.2 кадастрового паспорта на здание должен указываться официально присвоенный (почтовый) адрес объекта.
Положением "О присвоении адресов земельным участкам, зданиям и сооружениям в г. Москве", утвержденным распоряжением мэра Москвы от 03.02.1998 г. N 98-РМ "О едином порядке присвоения и регистрации адресов объектов недвижимости в г. Москве", установлено, что каждый земельный участок, здание, сооружение должны иметь уникальный адрес на территории города, а также установлен запрет на произвольное написание адресов земельных участков, зданий и сооружений.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", факт включения недвижимого имущества в государственный реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 были установлены только критерии разграничения государственной собственности в Российской Федерации, поэтому суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что приложенные Департаментом городского имущества города Москвы к заявлению о государственной регистрации пава выписки из Реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, сами по себе не могли подтверждать принадлежность заявленных к регистрации объектов, созданных до 1991 г., на праве собственности городу Москве, а также о несоблюдении установленного в городе Москве порядка присвоения адресов в отношении заявленных к регистрации объектов, поэтому приведенные в кассационной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемых заявителем судебных актов, поскольку они не опровергают эти выводы судов, а лишь выражают несогласие с ними.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2014 года по делу N А40-95127/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Г.Нужнов |
Судьи |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 были установлены только критерии разграничения государственной собственности в Российской Федерации, поэтому суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что приложенные Департаментом городского имущества города Москвы к заявлению о государственной регистрации пава выписки из Реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, сами по себе не могли подтверждать принадлежность заявленных к регистрации объектов, созданных до 1991 г., на праве собственности городу Москве, а также о несоблюдении установленного в городе Москве порядка присвоения адресов в отношении заявленных к регистрации объектов, поэтому приведенные в кассационной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемых заявителем судебных актов, поскольку они не опровергают эти выводы судов, а лишь выражают несогласие с ними."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 мая 2014 г. N Ф05-3609/14 по делу N А40-95127/2013