г. Москва |
|
20 января 2014 г. |
Дело N А40-95127/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2013 по делу N А40-95127/13, принятое судьей Нариманидзе Н.А. (148-710)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (115054, Москва, ул. Бахрушина, 20)
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Москве (115191, Москва, ул. Большая Тульская, 15)
о признании незаконным решения плана
при участии:
от заявителя: |
Кашина Л.А. по дов. N 33-Д-886/13-(0)-0 от 20.12.2013; |
от ответчика: |
Пахомов П.А. по дов. N 22498/2013 от 30.12.2013; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г.Москвы (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве (далее - ответчик), оформленного письмом от 30.04.2013 N 12/046/2012-880,870,876,869 об отказе в государственной регистрации права собственности г. Москвы на объекты недвижимости по адресу: ул. Восточная, корп.1, стр. 1 общей площадью 10,4 кв. м; ул. Восточная, д. 4, корп. 1, стр. 2 общей площадью 117,6 кв. м; ул. Восточная, д.4, корп. 1, стр. 3 общей площадью 90,3 кв. м; ул. Восточная, д. 4, корп. 1, стр. 5 общей площадью 337,7 кв. м.
Решением от 14.10.2013 Арбитражным судом г. Москвы в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование доводов заявитель ссылается на то, что для регистрации заявителем был представлен полный пакт документов, требования Управления о предоставлении иных дополнительных документов незаконны.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Из материалов дела усматривается, что Департамент городского имущества г.Москвы обратился в Управление Росреестра по г. Москве с заявлениями от 29.11.2012 за N 77-77-12/046/2012-869,870,876,880 о государственной регистрации права собственности г.Москвы на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Восточная, д. 4, к. 1, стр. 1, 2, 3, 5.
На основании положений ст. 19 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Управление Росреестра г. Москвы письмом от 30.04.2013 за N 12/046/2012-880,870,876,869 отказало Департаменту городского имущества города Москвы в государственной регистрации права собственности на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Восточная, д. 4, к. 1, стр. 1, 2, 3, 5, общей площадью: 10, 4 кв. м., 117, 6 кв. м., 90, 3 кв. м., 337, 7 кв.м.
Заявителем в качестве правоустанавливающих документов были представлены Выписки из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности г. Москвы от 28.11.2012 N 06-110686 (ООО), 06-110689 (000), 06-110691 (000), 06-110693 (000).
В соответствии с указанными Выписками, объекты недвижимости - здания, расположенные в Москве по адресу: ул. Восточная, д. 4, корп. 1, стр. 1, 2, 3, 5, внесены в соответствующий реестр на основании Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991.
Согласно данным, содержащихся в Кадастровых паспортах от 17.10.2012, 06.11.2012, заявленные к регистрации здания построены до 1991 года. Право собственности г. Москвы на заявленные к регистрации объекты недвижимости могло возникнуть в результате разграничения государственной собственности на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничений государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (Приложение 3, а также Приложение 2 при наличии документов, подтверждающих, что указанное в нем имущество не передано в федеральную собственность).
Указанные приложения к Постановлению N 3020-1 не содержат сведений о конкретных объектах недвижимого имущества, а лишь устанавливают критерии отнесения имущества к той или иной форме собственности, в связи с данными обстоятельствами, необходимо наличие документов, подтверждающих отнесение объекта к собственности г. Москвы.
Вместе с тем, поскольку приложения к Постановлению Верховного Совета от 27,12.1991 N 3020-1 не содержат сведений о конкретных объектах (п. 1 ст. 18 Закона о регистрации - правоустанавливающие документы должны содержать описание объекта недвижимости) недвижимого имущества, а лишь устанавливают критерии отнесения имущества к той или иной форме собственности, заявителю необходимо было представить в Управление документы, позволяющие сделать вывод о принадлежности зданий к собственности г. Москвы на момент издания постановления и в соответствии с критериями данного нормативного правового акта.
Согласно п. 10 ст. 33 Закона о регистрации до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным п. 1 ст. 17 Закона о регистрации основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества.
В переходный период применения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (до 01.01.2013) соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 3 ст. 43 Закона о кадастре.
В соответствии с Приложением 1 Приказа Министерства Юстиции России от 18.02.2008 N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка" в п. 1.2 кадастрового паспорта на здание указывается официально присвоенный (почтовый) адрес.
Положением "О присвоении адресов земельным участкам, зданиям и сооружениям в г. Москве", утвержденным распоряжением от 03.02.1998 N 98-РМ "О едином порядке присвоения и регистрации адресов объектов недвижимости в г. Москве" (далее - Положение) установлено, что каждый земельный участок, здание, сооружение должны иметь уникальный адрес на территории города, а также, что при заполнении адресных данных в документах, подготавливаемых и выпускаемых организациями Правительства Москвы, запрещается произвольное, не соответствующее правилам указанного Положения, написание адресов земельных участков, зданий и сооружений.
Согласно п. 2.2. Положения, адрес - структурированное описание по установленной форме совокупности реквизитов местоположения объекта на местности (земельного участка, здания, сооружения), однозначно определяющее данный объект в соответствии с установленным для него кадастровым номером.
Более того, регистрация объектов капитального строительства, зданий и сооружений в Адресном реестре зданий и сооружений г. Москвы производится в порядке, утвержденном распоряжением Мэра Москвы от 03.02.1998 N 98-РМ "О едином порядке присвоения и регистрации адресов объектов недвижимости в г. Москве". Регистрацию адресов и ведение Адресного реестра осуществляет Государственное унитарное предприятие г. Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации. Адрес здания, сооружения утверждается (присваивается) правовым актом префектуры административного округа или соответствующего муниципального образования.
Из анализа документов, представленных заявителем на регистрацию, следует, что Кадастровые паспорта от 17.10.2012, 06.11.2012, 06.11.2012, от 17.10.2012 оформлены с нарушениями действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, в целях устранения выявленных противоречий, государственным регистратором был направлен соответствующий запрос ГУП МосгорБТИ. Из поступившего ответа ГУП МосгорБТИ от 18.01.2013 N 495 следует, что в архиве БТИ документы, подтверждающие капитальность объекта недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Восточная, д. 4, к. 1, стр. 1, 2, 3, 5, в связи с чем распоряжением префекта ЮАО г. Москвы такой адрес утвержден не был и в Адресном реестре зданий и сооружений г. Москвы не зарегистрирован.
В технической и другой документации этот объект недвижимости указывался также с адресным ориентиром: ул. Восточная, д. 4, корп. 1, стр. 1, 2, 3, 5 Б/Н.
Соответственно, в изготовленном Южным ТБТИ 17.10.2012 и 06.11.2012 кадастровом паспорте зданий с адресом: г. Москва, ул. Восточная, д. 4, к. 1, стр. 1, 2, 3, 5 реквизиты были внесены в соответствующие разделы.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобе о представлении заявителем на регистрацию полного пакета документов и незаконности требования Управления о предоставлении иных дополнительных документов, признаются судебной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2013 по делу N А40-95127/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-95127/2013
Истец: Департамент городского имущества города Москвы
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Москве, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ