г. Москва |
|
13 июля 2015 г. |
Дело N А40-81849/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2015 г.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2015 г. N 305-ЭС15-12075 настоящее постановление отменено
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Аталиковой З.А., Петровой В.В.
при участии в заседании:
от истца - Кравченко Е.Л., доверенность б/номера от 20.01.2015 года;
от ответчика - никто не явился, извещен;
от третьего лица - никто не явился, извещено,
рассмотрев 09 июля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу
ЗАО "Институт перерабатывающей промышленности"
на решение от 26 января 2015 года
Арбитражного суда гор. Москвы,
принятое судьей Филиной Е.Ю.,
на постановление от 07 апреля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Савенковым О.В., Тихоновым А.П., Александровой Г.С.,
по иску ЗАО "Институт перерабатывающей промышленности" (ИНН 7705033992, ОГРН 1027739495596)
к ФГБУ "ФКП Росреестра"
об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости,
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Институт перерабатывающей промышленности" обратилось с иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006014:3548 для эксплуатации части здания под административные цели и гостиницу, площадью 1531,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Стремянный пер., д. 11, равной рыночной стоимости объекта по состоянию на 01.01.2013 в размере 111.776.271,19 руб., без НДС, с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ. В качестве третьих лиц по делу были привлечены Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 года, в удовлетворении иска было отказано (т. 2, л.д. 82-84, 104-106).
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, ЗАО "Институт перерабатывающей промышленности" обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы заявителем фактически были приведены идентичные доводы, изложенные им ранее в своей апелляционной жалобе. В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, участвующего в деле и явившегося в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, истец является собственником здания общей площадью 1531,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Стремянный пер., д. 11, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись N 77-01/30-441/2002-42, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 77 АМ N 104533. Земельно-правовые отношения в отношении участка по указанному адресу оформлены договором аренды со множественностью лиц на стороне арендатора N М-01-029623 от 31.10.2005 г., сроком действия до 27.12.2050 г. Целевое использование земельного участка: для эксплуатации части здания под гостиницу и административные цели. Согласно постановлению Правительства Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", кадастровой стоимость указанного здания с кадастровым номером 77:01:006014:3548 по состоянию на 01.01.2013 г. составила 301.344.286,20 руб. Истец сослался на то, что согласно отчету ООО "Норматив" от 26.09.2014 г. N 022-08-14, рыночная стоимость указанного здания по состоянию на 01.01.2013 г. округленно составляет 111.776.271, 19 руб. (без НДС), 131.896.000 руб. (с НДС). Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" выдало положительное экспертное заключение N Э-090914-2 от 26.09.2014 на отчет ООО "Норматив" N 022-08-14 от 26.09.2014 г.
Считая, что кадастровая стоимость недвижимого имущества превышает его рыночную стоимость, истец обратился с настоящим иском. Отказывая в удовлетворении иска, суд указал, что согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508 (далее - Приказ Минэкономразвития России N 508) утвержден Федеральный стандарт оценки "Определение кадастровой стоимости ФСО N 4". Данный стандарт оценки разработан с учетом международных стандартов оценки и федеральных стандартов оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)" и содержит требования к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости. В силу п. 2 Приказа Минэкономразвития России N 508, Федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при определении кадастровой стоимости. При этом, при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости оценщик должен руководствоваться дополнительными требованиями и (или) процедурами к проведению оценки, установленными настоящим Федеральным стандартом оценки, по отношению к требованиям и (или) процедурам, установленным федеральными стандартами оценки. Согласно п. 3 Приказа Минэкономразвития России N 508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом ее проведения (массовым характером).
Согласно позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В соответствии с п. 10 Приказа Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. В соответствии со ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. В силу ст. 12 Закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки.
Давая оценку отчету ООО "Норматив" от 26.09.2014 г. N 022-08-14 об оценке рыночной стоимости спорного здания, суд учел, что оценка проводилась в соответствии с ФСО N 1 - 3, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности, Стандартами и правилами оценочной деятельности СРОО НП "Экспертный совет", Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон".
В соответствии с п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 года N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", в силу ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (об оценочной деятельности) отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Оценивая отчет от 26.09.2014 г. N 022-08-14 на предмет его соответствия нормам Закона об оценочной деятельности, требованиям обязательных стандартов и правил оценки, суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленный отчет не отвечает требованиям Федерального стандарта оценки N 4, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508, поскольку при подготовке отчета ФСО N 4 не применялся, что также подтверждается экспертным заключением N Э-090914-2 от 26.09.2014 г. Между тем, Федеральный стандарт оценки N 4 является обязательным к применению при определении кадастровой стоимости, в связи с чем суд правомерно не признал данный отчет доказательством по заявленным требованиям.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, доводы кассационной жалобы уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, с оценкой которых согласна и кассационная инстанция.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда гор. Москвы от 26 января 2015 года и постановление от 07 апреля 2015 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-81849/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО "Институт перерабатывающей промышленности" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.И.Стрельников |
Судьи |
В.В.Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 года N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", в силу ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (об оценочной деятельности) отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Оценивая отчет от 26.09.2014 г. N 022-08-14 на предмет его соответствия нормам Закона об оценочной деятельности, требованиям обязательных стандартов и правил оценки, суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленный отчет не отвечает требованиям Федерального стандарта оценки N 4, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508, поскольку при подготовке отчета ФСО N 4 не применялся, что также подтверждается экспертным заключением N Э-090914-2 от 26.09.2014 г. Между тем, Федеральный стандарт оценки N 4 является обязательным к применению при определении кадастровой стоимости, в связи с чем суд правомерно не признал данный отчет доказательством по заявленным требованиям."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 июля 2015 г. N Ф05-7927/15 по делу N А40-81849/2014
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7927/15
30.09.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42634/16
05.07.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-81849/14
13.07.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7927/15
07.04.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5790/15
26.01.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-81849/14