г. Москва |
|
14 июля 2015 г. |
Дело N А40-113313/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Дудкиной О.В., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" - Князькова С.В. - дов. от 16.02.2015 N 150216005
от ответчиков - 1) федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился (извещен надлежаще)
2) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - не явился (извещен надлежаще)
3) Департамента городского имущества города Москвы - не явился (извещен надлежаще)
4) Правительства Москвы - не явился (извещен надлежаще)
от третьего лица - закрытого акционерного общества "Профессиональный центр оценки и экспертизы" - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 07 июля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 09 февраля 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Иевлевым П.А.,
на постановление от 14 апреля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Сумароковой Т.Я., Александровой Г.С., Савенковым О.В.,
по делу N А40-113313/14
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (ОГРН 1027700000679)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757); Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ОГРН 1097746680822); Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1027700149410); Правительству Москвы
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости
третье лицо: закрытое акционерное общество "Профессиональный центр оценки и экспертизы"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Центрнефтепродукт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра), Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) и Правительству Москвы со следующими требованиями:
- признать несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельного участка площадью 1634 кв.м с кадастровым номером 77:07:0013005:105, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "эксплуатация автозаправочной станции, автомойки и подъездных путей", местоположение которого установлено относительно ориентира по адресу: Москва, ул. Удальцова, вл. 64, равную 86 436 590 руб. 18 коп.;
- обязать Кадастровую палату исключить из Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка;
- обязать Кадастровую палату внести изменения в ГКН, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость названного земельного участка, равную 51 062 000 руб. и определенную по состоянию на 01.01.2013.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Профессиональный центр оценки и экспертизы".
Суд первой инстанции решением от 09.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.04.2015, признал кадастровую стоимость спорного земельного участка несоответствующей его рыночной стоимости и обязал Кадастровую палату внести изменения в ГКН, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость названного земельного участка, равную 51 062 000 руб. и определенную по состоянию на 01.01.2013; в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Правительство Москвы и Департамент, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просят отменить решение от 09.02.2015 и постановление 14.04.2015 и отказать в иске.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании договора от 30.06.2004 N М-07-506890, заключенного с Московским земельным комитетом, является арендатором земельного участка площадью 1634 кв.м с кадастровым номером 77:07:0013005:105, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "эксплуатация автозаправочной станции, автомойки и подъездных путей", местоположение которого установлено относительно ориентира по адресу: Москва, ул. Удальцова, вл. 64, равную 86 436 590 руб. 18 коп.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП (далее - Постановление N 751-ПП) утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, вступившие в силу с 01.01.2014.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 751-ПП, определена по состоянию на 01.01.2013.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:07:0013005:105 установлена в размере 86 436 590 руб. 18 коп.
В соответствии с отчетом от 19.05.2014 N И-140317/50 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненным по заказу истца закрытым акционерным обществом "Профессиональный центр оценки и экспертиз", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 51 062 000 руб.
Согласно положительному экспертному заключению от 21.05.2014 N 320/50-14, выполненному некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков", отчет от 19.05.2014 N И-140317/50 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Общество обратилось с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость названного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что привело к необоснованному увеличению подлежащей уплате истцом арендной платы, размер которой зависит от кадастровой стоимости, и что эта стоимость должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в размере рыночной стоимости.
Суды обеих инстанций, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Общество, не оспаривая достоверность сведений о кадастровой стоимости арендуемого участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании Постановления N 751-ПП в 2014 году, просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной по состоянию на 01.01.2013 с целью откорректировать свои обязательства по арендным платежам, размер которых установлен в процентном соотношении от кадастровой стоимости.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 того же Кодекса обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истец в обоснование своих требований представил суду отчет от 19.05.2014 N И-140317/50 об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013, то есть на дату проведения последней кадастровой оценки этого участка в процессе рассмотрения спора. Соответствие данного отчета требованиям Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением от 21.05.2014 N 320/50-14, выполненном некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков".
Суды, исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ указанные отчет и экспертное заключение, не нашли оснований не доверять сведениям, приведенным в этих документах. При этом ни Кадастровая палата, ни Управление Росреестра, ни Департамент, ни Правительство Москвы не представили доказательств недостоверности сведений, приведенных в отчете и экспертном заключении, а также того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной.
С учетом фактических обстоятельств настоящего дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом от 19.05.2014 N И-140317/50.
Довод жалобы о том, что суды неправильно посчитали отчет оценщика надлежащим доказательством, подлежит отклонению, так как оценка того или иного доказательства не является выводом о применении нормы права, соответствие которого установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам проверяет суд кассационной инстанции в силу части третьей статьи 286 АПК РФ.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 февраля 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2015 года по делу N А40-113313/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
О.В. Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.