г. Москва |
|
14 июля 2015 г. |
Дело N А40-100173/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Дудкиной О.В., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - закрытого акционерного общества "Офис-сервис" - Григорьев С.А. - дов. от 10.02.2015
от заинтересованного лица - Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - не явился (извещен надлежаще)
от третьего лица - Правительства Москвы - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 07 июля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Офис-сервис"
на решение от 15 декабря 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Немовой О.Ю.,
на постановление от 12 марта 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Поповым В.И., Лепихиным Д.Е., Поташовой Ж.В.,
по делу N А40-100173/14
по заявлению закрытого акционерного общества "Офис-сервис" (ОГРН1037713046381)
к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения
третье лицо: Правительство Москвы
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Офис-сервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия) при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение Комиссии от 18.06.2014 N 51-940/2014 об отклонении заявления Общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания площадью 9228,3 кв.м с кадастровым номером 77:09:0003023:1100, расположенного по адресу: Москва, Дмитровское шоссе, д. 9Б;
- обязать Комиссию принять решение об определении кадастровой стоимости указанного здания в размере его рыночной стоимости, равной 695 085 985 руб. и определенной по состоянию на 01.01.2013.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением от 15.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.03.2015, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить решение от 15.12.2014 и постановление от 12.03.2015 и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником нежилого здания площадью 9228,3 кв.м с кадастровым номером 77:09:0003023:1100, расположенного по адресу: Москва, Дмитровское шоссе, д. 9Б, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.06.2007 серии 77 АД N 196971.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП (далее - Постановление N 752-ПП) утверждены новые результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве, вступившие в силу с 01.01.2014.
Кадастровая стоимость объектов капитального строительства, утвержденная Постановлением N 752-ПП, определена по состоянию на 01.01.2013.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0003023:1100 установлена в размере 1 033 468 635 руб. 60 коп.
В соответствии с отчетом от 30.04.2014 N О-1/04-2014 об оценке рыночной стоимости нежилого здания, выполненным по заказу заявителя оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Универсальные бизнес технологии" Хватовым Андреем Константиновичем, рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 01.01.2013 составляет 695 085 985 руб.
Согласно положительному экспертному заключению от 19.05.2014 N 1562/2014, выполненному Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", отчет от 30.04.2014 N О-1/04-2014 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях установления кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости заявитель обратился в Комиссию, созданную в соответствии с Приказом Росреестра от 26.10.2012 N П/481, с заявлением от 21.05.2014 о пересмотре результатов кадастровой стоимости нежилого здания и установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
Решением Комиссии от 18.06.2014 N 51-940/2014 заявление Общества отклонено со ссылкой на несоответствие отчета об оценке рыночной стоимости нежилого здания от 30.04.2014 N О-1/04-2014 требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), требованиям к содержанию отчета об оценке и к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в том, что отчет об оценке не соответствует принципу однозначности, предусмотренному пунктом 4 ФСО N 3.
Считая решение Комиссии незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что имеются расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью нежилого здания, посчитали, что кадастровая стоимость спорного здания не может быть установлена на основании отчета от 30.04.2014 N О-1/04-2014, поскольку указанный отчет не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости названного здания, в связи с чем пришли к выводу о правомерности решения Комиссии и отказали в удовлетворении заявления.
Между тем суды не учли следующее.
В силу статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ в редакции, действующей на момент обращения Общества с заявлением в Комиссию, физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного объекта недвижимости по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, а решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно статье 24.19 Закона N 135-ФЗ в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
В соответствии с пунктом 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Закона N 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Закона N 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
В соответствии со статьей 11 Закона N 135-ФЗ отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет) не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете. В отчете должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки. Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
Требования к составлению отчета об оценке, его содержанию, описанию информации, используемой при проведении оценки, описанию методологии оценки и расчетов установлены ФСО N 3.
Так, в пункте 4 ФСО N 3 указано, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости); отчет об оценке не должен содержать информацию, не использующуюся при проведении оценки при определении промежуточных и итоговых результатов, если она не является обязательной согласно требованиям федеральных стандартов оценки и стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией, членом которой является оценщик, подготовивший отчет (принцип достаточности).
Как установлено статьей 17.1 Закона N 135-ФЗ, под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям названного Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных статьей 17.1 Закона N 135-ФЗ, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе данного Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)", утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.07.2011 N 328, в ходе проведения экспертизы отчета об оценке проводится исследование работы, выполненной оценщиком (оценщиками). При проведении экспертизы отчета об оценке экспертом (экспертами) не проводится повторная оценка.
Экспертиза отчета об оценке проводится в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом экспертного совета которой является эксперт (эксперты), проводящий экспертизу отчета об оценке (пункт 4 ФСО N 5).
ФСО N 5 установлены виды экспертизы отчетов об оценке и дано определение положительного и отрицательного экспертного заключения.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку по спорному нежилому зданию расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью составило более 30%, Общество представило на рассмотрение Комиссии положительное экспертное заключение от 19.05.2014 N 1562/2014 Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", которым подтверждены не только соответствие отчета от 30.04.2014 N О-1/04-2014 законодательству об оценке, но и стоимость объекта оценки, определенная оценщиком. Причем по результатам рассмотрения экспертного отчета Комиссия указала, что положительное экспертное заключение соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права у Комиссии не было законных оснований для отклонения заявления Общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении спорного нежилого здания.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция находит, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене ввиду неправильного применения судами норм права. Поскольку все существенные для дела обстоятельства судами установлены, суд кассационной инстанции полномочен в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления Общества.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 декабря 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2015 года по делу N А40-100173/14 отменить.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 18.06.2014 N 51-940/2014 об отклонении заявления закрытого акционерного общества "Офис-сервис" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания площадью 9228,3 кв.м с кадастровым номером 77:09:0003023:1100, расположенного по адресу: Москва, Дмитровское шоссе, д. 9Б.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве принять решение об определении кадастровой стоимости нежилого здания площадью 9228,3 кв.м с кадастровым номером 77:09:0003023:1100, расположенного по адресу: Москва, Дмитровское шоссе, д. 9Б, в размере его рыночной стоимости, равной 695 085 985 руб.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
О.В. Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.