город Москва |
|
15 июля 2015 г. |
Дело N А41-75716/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Красновой С.В., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "КСХП "Химки": Варичевой Ю.В. (дов. от 12.11.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации города Долгопрудного Московской области: Афанасьевой Г.В. (дов. N 71-2014 от 28.11.2014 г.);
рассмотрев 09 июля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "КСХП "Химки"
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2015 г.,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-75715/14
по заявлению открытого акционерного общества "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" (ОГРН 1025006179472; 141402, Московская область, городской округ Химки, квартал Клязьма)
к Администрации города Долгопрудного (ОГРН 1035001850773; 141707, Московская область, г. Долгопрудный, площадь Собина, д. 3)
о признании незаконными проведение внеплановой выездной проверки и предписания N 23 от 26 сентября 2014 г.,
УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" (далее - ОАО "КСХП "Химки", общество, заявитель) является собственником земельного участка общей площадью 30 200 кв.м. с кадастровым номером 50:42:0040318:0414, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, в районе микрорайона Шереметьевский, микрорайона Павельцево, территория ОАО "КСХП "Химки", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 - НДN 840182 от 17 марта 2010 г. (выдано повторно, взамен свидетельства серии 50 - НДN 839997 от 03 марта 2010 г.).
В период с 08 сентября 2014 г. по 26 сентября 2014 г. на основании распоряжений Администрации города Долгопрудного (далее - Администрация, ответчик) N 43-МК от 04 сентября 2014 г. "О проведении внеплановой выездной проверки ОАО "КСХП "Химки" и N 55-МК от 17 сентября 2014 г. "О продлении сроков проведения внеплановых выездных проверок ОАО "КСХП "Химки" в отношении ОАО "КСХП "Химки" проведена внеплановая выездная проверка с целью исполнения требования прокурора города Долгопрудного N 7-1-201 от 20 августа 2014 г. о проведении внеплановой проверки ОАО "КСХП "Химки" по соблюдению земельного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером 50:42:0040318:414.
В ходе проведения проверки земельного участка должностными лицами Администрации города Долгопрудного были выявлены нарушения земельного законодательства Российской Федерации, а именно подпунктов 1 и 3 пункта 1 статьи 13 и статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившихся в непроведении мероприятий по защите земельного участка с кадастровым номером 50:42:0040318:414 от зарастания деревьями, кустарниками и сорными растениями, непроведении мероприятий по сохранению почвы и ее плодородия и неиспользовании земельного участка в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к категории земель.
По результатам проверки составлен акт проверки органом муниципального земельного контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 46 от 26 сентября 2014 г.
26 сентября 2014 г. Администрацией города Долгопрудного выдано предписание ОАО "КСХП "Химки" об устранении нарушения земельного законодательства N 23, в соответствии с которым обществу предписано в срок до 27 октября 2014 г. устранить допущенные нарушения и в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством провести мероприятия по сохранению почвы и ее плодородия, использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к категории земель, провести мероприятия по защите от зарастания кустарником и сорными растениями земельного участка с кадастровым номером 50:42:0040318:414 общей площадью 30 200 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, в районе микрорайона Шереметьевский, микрорайона Павельцево, территория ОАО "КСХП "Химки".
Полагая, что действия Администрации города Долгопрудного по проведению проверки и предписание нарушают права и законные интересы общества, ОАО "КСХП "Химки" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации города Долгопрудного о признании незаконным проведение внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства обществом на основании распоряжений Администрации города Долгопрудного N 43-МК от 04 сентября 2014 г. "О проведении внеплановой выездной проверки ОАО "КСХП "Химки" и N 55-МК от 17 сентября 2014 г. "О продлении сроков проведения внеплановых выездных проверок ОАО "КСХП "Химки" органом муниципального земельного контроля на земельном участке с кадастровым номером 50:42:0040318:414 общей площадью 30 200 кв.м., расположенном по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, в районе микрорайона Шереметьевский, микрорайона Павельцево, территория ОАО "КСХП "Химки" и составление акта проверки N 46 от 26 сентября 2014 г., а также о признании недействительным предписания Администрации города Долгопрудного об устранении нарушения земельного законодательства N 23 от 26 сентября 2014 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 февраля 2015 г. заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным предписания Администрации города Долгопрудного об устранении нарушения земельного законодательства N 23 от 26 сентября 2014 г. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суд также взыскал с Администрации города Долгопрудного в пользу ОАО "КСХП "Химки" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 000 руб.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2015 г. решение Арбитражного суда Московской области от 13 февраля 2015 г. отменено в части признания недействительным предписания Администрации города Долгопрудного об устранении нарушения земельного законодательства N 23 от 26 сентября 2014 г., выданного ОАО "КСХП "Химки", и взыскания с Администрации города Долгопрудного в пользу ОАО "КСХП "Химки" судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 4 000 руб. В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "КСХП "Химки" просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку оспариваемое предписание не содержит перечень конкретных действий, которые заявитель должен совершить или от совершения которых должен воздержаться.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация города Долгопрудного просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
В заседании кассационной инстанции представитель ОАО "КСХП "Химки" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Администрации города Долгопрудного против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Главой XII Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок осуществления земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель, в том числе собственником земельного участка.
Пунктом 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (пункт 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 8 Устава городского округа Долгопрудный Московской области, принятого решением Совета депутатов г. Долгопрудного Московской области N 13-нр от 17 февраля 2012 г., Администрация города Долгопрудного является органом муниципального контроля по вопросам, предусмотренным федеральными законами.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Отменяя решение суда первой инстанции в части признания недействительным предписания Администрации города Долгопрудного об устранении нарушения земельного законодательства N 23 от 26 сентября 2014 г., выданного ОАО "КСХП "Химки", и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из тех обстоятельств, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, оно соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку выдано по результатам проведенной администрацией проверки земельного законодательства обществом при использовании земельного участка с кадастровым номером 50:42:0040318:414.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что в предписании не содержится каких-либо указаний на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, а содержится указание на необходимость проведения мероприятий по защите от зарастания земельного участка. Данная обязанность по проведению мероприятий по защите земель возложена на собственника таких земель статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом виды мероприятий по защите земельного участка от зарастания общество вправе выбрать как собственник по своему усмотрению и провести.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности выдачи Администрацией города Долгопрудного предписания ОАО "КСХП "Химки" как собственнику земельного участка, в связи с чем не согласился с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание является неисполнимым.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального или процессуального права, а указывают на несогласие с выводами суда, сделанных на основании представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
Судебные расходы распределены судом в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Относительно требований о признании незаконным проведение внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства обществом на основании распоряжений Администрации города Долгопрудного N 43-МК от 04 сентября 2014 г. "О проведении внеплановой выездной проверки ОАО "КСХП "Химки" и N 55-МК от 17 сентября 2014 г. "О продлении сроков проведения внеплановых выездных проверок ОАО "КСХП "Химки" суды указали, что проведение внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства проведено в соответствии с требованиями законодательства, уполномоченными должностными лицами, не противоречат нормам действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В указанной части кассационная жалоба не содержит каких-либо доводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2015 г. по делу N А41-75716/14 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "КСХП "Химки" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
С.В.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.