г. Москва |
|
16 июля 2015 г. |
Дело N А40-77147/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.07.2015.
Полный текст постановления изготовлен 16.07.2015.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,
судей Крекотнева С.Н., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Мимпэкс-М" - Унрау М.А.- доверен. от 22.06.2015 г., Радко А.В.- доверен. от 10.07.2015 г.
от Департамента городского имущества города Москвы - Нагорная М.Ю.- доверен. от 30.12.2014 г.
рассмотрев в судебном заседании 13.07.2015 кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на постановление от 05.02.2015 Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Барановской Е.Н., Кузнецовой Е.Е., Панкратовой Н.И., по делу N А40-77147/14
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Мимпэкс-М" (ОГРН 1147746841769, ИНН 7705353382)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674)
об обязании произвести перерасчет арендной платы, взыскании 728 808 руб. 09 коп.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мимпэкс-М" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Департаменту городского имущества города Москвы об обязании ответчика произвести пересчет ставки арендной платы за земельный участок по договору аренды земельного участка N М-01-020867 от 10.04.2002 в процентах от кадастровой стоимости, начиная с 01.01.2013, об обязании внести изменения в договор аренды земельного участка N М-01-020867 от 10.04.2002 в части определения размера арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, начиная с 01.01.2013, и взыскании суммы 728 808 руб. 09 коп., составляющей 473 755 руб. 62 коп. - переплата по договору аренды земельного участка за 2013 год, 255 052 руб. 47 коп. - переплата по договору аренды земельного участка за 7 месяцев 2014 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2014 по делу N А40-77147/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 решение Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2014 по делу N А40-77147/2014 отменено. Принят отказ Общества с ограниченной ответственностью "Мимпэкс-М" от исковых требований в части обязания Департамента городского имущества города Москвы произвести пересчет ставки арендной платы за земельный участок по договору аренды земельного участка N М-01-020867 от 10.04.2002 в процентах от кадастровой стоимости, начиная с 01.01.2013, и в части внесения изменений в договор аренды земельного участка N М-01-020867 от 10.04.2002 в части определения размера арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, начиная с 01.01.2013. В указанной части производство по делу прекращено. С Департамента городского имущества города Москвы в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Мимпэкс-М" взыскано 728 808 руб. 09 коп. - суммы переплаты по договору аренды земельного участка, 30 000 руб. - в возмещение расходов на оплату услуг представителя, 19 576 руб. 16 коп. - в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит отменить постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 и оставить в силе решение Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2014.
В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель ссылается на нарушение норм права, поскольку положения договора не предусматривают возможность изменения в одностороннем порядке методики расчета арендной платы, утвержденной в качестве его условия, принятие Правительством Москвы постановления от 25.04.2006 N 237-ПП само по себе не может повлечь за собой автоматический пересмотр расчета размера платежей за пользование земельным участком, который подлежит применению к отношениям сторон в силу заключенного между сторонами договора, перерасчет по договору арендной платы приведет к ее уменьшению, сумма расходов на оплату услуг представителя завышена, поэтому вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.
В ходе судебного рассмотрения кассационной жалобы заявитель подтвердил доводы, изложенные в жалобе, просил отменить постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 и оставить в силе решение Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2014.
Истец доводы кассационной жалобы отклонил, просил постановление суда апелляционной инстанции оставить в силе.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции, а именно:
Из материалов дела следует и установлено судом, между Московским земельным комитетом (правопредшественник Департамента, арендодатель) и ЗАО "Центурион ММ" (правопредшественник истца, арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 10.04.2002 N М-01-020867 на срок - 25 лет.
Предметом вышеуказанного договора является земельный участок площадью 0,0311 га, имеющий адресные ориентиры: г. Москва, улица Бахрушина, вл. 10, стр. 2, предоставляемый в аренду для эксплуатации административного здания.
Согласно п. 3.4 договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской федерации и/или г. Москвы, без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор.
20.01.2014 истец обратился в Департамент с просьбой произвести перерасчет арендной платы за земельный участок из расчета кадастровой стоимости земельного участка, ссылаясь на то, что с 01.01.2013 вступили в силу результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", и в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП, поскольку арендная плата за земельный участок должна уплачиваться в процентном соотношении от его кадастровой стоимости.
21.02.2014 Департамент письмом N ДГИ-3364/14-101-1 отказал истцу в перерасчете арендной платы.
Отказ в перерасчете арендной платы послужил основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, в связи с чем арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом определяемой действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве относится установление ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, размеров единовременных земельных платежей, предусмотренных настоящим Законом, и организация необходимой в этих целях оценки земельных участков и имущественных прав.
Согласно частям 1, 3 статьи 20 указанного Закона порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование таких земельных участков устанавливаются Правительством Москвы.
Размер ежегодной арендной платы за земельные участки, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливается на основании кадастровой стоимости или рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (часть 3 в редакции Закона города Москвы от 23.03.2011 N 10).
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" в целях перехода на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым (функциональным и разрешенным) использованием земельного участка утверждены ставки арендной платы за землю в городе Москве (приложение 1, предусматривающее ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка) и установлено, что изменение размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и земельные участки на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, с 1 октября 2012 г. осуществляется по ставкам арендной платы за землю в городе Москве (приложение 1) в соответствии с условиями договора аренды на основании уведомления арендаторов земельных участков Департаментом городского имущества города Москвы (в редакции постановления Правительства Москвы от 10.09.2012 N 477-ПП).
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 1 января 2012 года, постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 1 января 2013 года.
Таким образом, новый размер ставок арендной платы подлежал применению с даты вступления в силу соответствующего акта органа, уполномоченного на установление ставок арендной платы за земельные участки, что соответствует положениям статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено пунктом 3.4 договора аренды. Обязательного внесения каких-либо изменений в указанный договор аренды в связи с принятием вышеназванного постановления Правительства Москвы не требовалось.
Кассационный суд соглашается с выводом судов, что при расчете арендной платы подлежит применению ставка арендной платы в размере 1.5% от кадастровой стоимости земельного участка, что соответствует за 2013 г. - 478 608 руб. 70 коп. (перечислено 952 384 руб. 32 коп.), за 7 мес. 2014 г. - 300 505 руб. 05 коп. (перечислено 555 557 руб. 52 коп.).
Таким образом, ответчиком без установленных законом или сделкой оснований получены от истца 728 808 руб. 09 коп., которые подлежат возврату последнему как неосновательное обогащение в соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Судебная коллегия полагает необоснованным довод ответчика о том, что постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП (пункт 4.2) Департаменту предписано не допускать пересмотр условий действия договоров аренды, приводящий к уменьшению арендных платежей.
Указанное предписание не может рассматриваться как исключающее возможность применения новых ставок арендной платы, установленных постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП, которым утвержден переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю.
Указанная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 5-КГ13-63.
Кроме того, в процессе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции истцом заявлено о взыскании с ответчика в возмещение расходов на оплату услуг представителя в суде апелляционной инстанции 80 500 руб.
В обоснование несения расходов на представителя, истец представил договор об оказание юридических услуг от 23.10.2014 и платежное поручение N 192 от 24.10.2014 об оплате истцом за оказание услуг 80 500 руб.
По результатам оценки и анализа в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимости понесенных истцом расходов применительно к рассмотренному делу, стоимости оказанных юридических услуг, объема документов, составленных и подготовленных представителем, времени его участия в судебных заседаниях, подтверждения фактического осуществления расходов, а также учитывая принципы разумности и баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, судом сделан правомерный вывод об удовлетворении заявления истца в в размере 30 000 руб.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта и не подтверждены надлежащими доказательствами.
Согласно ч. 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемым судебным актом, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены постановления апелляционной инстанции, предусмотренных в ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по делу N А40-77147/14 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Дунаева |
Судьи |
О.А. Шишова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кассационный суд соглашается с выводом судов, что при расчете арендной платы подлежит применению ставка арендной платы в размере 1.5% от кадастровой стоимости земельного участка, что соответствует за 2013 г. - 478 608 руб. 70 коп. (перечислено 952 384 руб. 32 коп.), за 7 мес. 2014 г. - 300 505 руб. 05 коп. (перечислено 555 557 руб. 52 коп.).
Таким образом, ответчиком без установленных законом или сделкой оснований получены от истца 728 808 руб. 09 коп., которые подлежат возврату последнему как неосновательное обогащение в соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Судебная коллегия полагает необоснованным довод ответчика о том, что постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП (пункт 4.2) Департаменту предписано не допускать пересмотр условий действия договоров аренды, приводящий к уменьшению арендных платежей.
Указанное предписание не может рассматриваться как исключающее возможность применения новых ставок арендной платы, установленных постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП, которым утвержден переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю.
Указанная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 5-КГ13-63."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2015 г. N Ф05-8457/15 по делу N А40-77147/2014