г. Москва |
|
04 августа 2015 г. |
Дело N А40-191340/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2015 года.
Постановлением Верховного Суда РФ от 26 февраля 2016 г. N 305-АД15-15259 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ЗАО "Генеральная дирекция "Центр": Авдеевой Т.И. (дов. от 23.12.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: не явились, извещены;
рассмотрев 28 июля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Генеральная дирекция "Центр"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28 января 2015 г.,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2015 г.,
принятое судьями Москвиной Л.А., Захаровым С.Л., Цымбаренко И.Б.,
по делу N А40-191340/2014
по заявлению зарытого акционерного общества "Генеральная дирекция "Центр" (ОГРН 1027739778879; 123104, г. Москва, ул. Б.Бронная, д. 25/3, стр. 2)
к Межрегиональному технологическому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1117746644400; 123056, г. Москва, ул. Красина, д. 27, стр. 1)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 645-Г/3.3-19/Р-11 от 11 ноября 2014 г.,
УСТАНОВИЛ: в период с 22 сентября 2014 г. по 30 сентября 2014 г. специалистами Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - МТУ Ростехнадзора, административный орган) была проведена выездная проверка закрытого акционерного общества "Генеральная дирекция "Центр" (далее - ЗАО "Генеральная дирекция "Центр", общество, заявитель) при строительстве объекта капитального строительства "Транспортная развязка на пересечении Новорязанского шоссе с улицами Генерала Кузнецова и Маршала Полубоярова" по адресу: г. Люберцы, г. Котельники, г. Москва.
В ходе проведения проверки выявлено, что ЗАО "Генеральная дирекция "Центр" в период с 05 июля 2014 г. по 30 сентября 2014 г. осуществлялось строительство объекта капитального строительства "Автомобильная развязка на пересечении Новорязанского шоссе с улицами Генерала Кузнецова и Маршала Полубоярова" в отсутствие, полученного в установленном порядке, разрешения на строительство, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, что нарушает требования части 2 статьи 51, пункт 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Техническим заказчиком является ЗАО "Генеральная дирекция "Центр" на основании государственного контракта от 05 августа 2013 г. N 0173200001413000463.
Генеральным подрядчиком является ООО "Элгад".
На основании полученных данных 15 октября 2014 г. МТУ Ростехнадзора в отношении ЗАО "Генеральная дирекция "Центр" составлен протокол об административном правонарушении N 645-Г/3.3-19/З-11, в котором зафиксировано выявленное нарушение.
Постановлением МТУ Ростехнадзора по делу об административном правонарушении N 645-Г/3.3-19/Р-11 от 11 ноября 2014 г. ЗАО "Генеральная дирекция "Центр" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 550 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ЗАО "Генеральная дирекция "Центр" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 января 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Генеральная дирекция "Центр" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что вывод судов об отсутствии разрешения на строительство не соответствует представленным доказательствам, указывая, что срок действия разрешения на строительство N RU77122000-008414 был продлен до 31 декабря 2014 г., о чем имеется отметка.
Отзыв на кассационную жалобу от МТУ Ростехнадзора не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ЗАО "Генеральная дирекция "Центр" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель МТУ Ростехнадзора в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные органы заявление о выдаче разрешения на строительство.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В силу требований статей 51, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается до начала осуществления строительства. Осуществление строительной деятельности без разрешения, полученного в установленном порядке, действующим законодательством не допускается.
Как разъяснено в абзаце втором пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 17 февраля 2011 г. "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Действия, связанные со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пунктов 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях заявителя события вмененного административного правонарушения.
Суды также указали на соблюдение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции полагает, что вывод судов о наличии в действиях заявителя события вмененного административного правонарушения не соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам.
Как установлено судами, обществу вменено осуществление строительства объекта капитального строительства "Автомобильная развязка на пересечении Новорязанского шоссе с улицами Генерала Кузнецова и Маршала Полубоярова" в период с 05 июля 2014 г. по 30 сентября 2014 г. в отсутствие, полученного в установленном порядке, разрешения на строительство, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Судами установлен факт совершения вмененного правонарушения.
Между тем, в материалах дела имеется разрешение на строительство N RU77122000-008414, выданное ЗАО "Генеральная дирекция "Центр" на строительство объекта капитального строительства - транспортная развязка на пересечении Новорязанского шоссе с ул. Генерала Кузнецова - ул. Маршала Полубоярова (т. 1 л.д. 39).
Срок действия указанного разрешения определен до 30 ноября 2013 г.
24 сентября 2013 г. действие разрешения на строительство N RU77122000-008414 было продлено до 28 февраля 2014 г., а затем до 31 декабря 2014 г.
Таким образом, в период с 05 июля 2014 г. по 30 сентября 2014 г. у общества имелось действующее разрешение на строительство объекта капитального строительства - транспортная развязка на пересечении Новорязанского шоссе с ул. Генерала Кузнецова - ул. Маршала Полубоярова.
Каких-либо иных обстоятельств, связанных с осуществлением строительства указанного объекта капитального строительства, в протоколе об административном правонарушении N 645-Г/3.3-19/Р-11 от 15 октября 2014 г. не зафиксировано.
При этом в силу требований части 2 статьи 28.2, части 1 статьи 29.10 КоАП РФ объективная сторона правонарушения должна быть полно и четко описана в процессуальных документах, составляемых административным органом при производстве дела об административном правонарушении.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает необоснованным вывод судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у судов не имелось.
Учитывая, что дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 января 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2015 г. по делу N А40-191340/2014 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 ноября 2014 г. N 645-Г/3.3-19/Р-11 о назначении административного наказания ЗАО "Генеральная дирекция "Центр" по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.А.Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, обществу вменено осуществление строительства объекта капитального строительства "Автомобильная развязка на пересечении Новорязанского шоссе с улицами Генерала Кузнецова и Маршала Полубоярова" в период с 05 июля 2014 г. по 30 сентября 2014 г. в отсутствие, полученного в установленном порядке, разрешения на строительство, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
...
Каких-либо иных обстоятельств, связанных с осуществлением строительства указанного объекта капитального строительства, в протоколе об административном правонарушении N 645-Г/3.3-19/Р-11 от 15 октября 2014 г. не зафиксировано.
При этом в силу требований части 2 статьи 28.2, части 1 статьи 29.10 КоАП РФ объективная сторона правонарушения должна быть полно и четко описана в процессуальных документах, составляемых административным органом при производстве дела об административном правонарушении.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает необоснованным вывод судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 августа 2015 г. N Ф05-9340/15 по делу N А40-191340/2014