г. Москва |
|
04 августа 2015 г. |
Дело N А40-195789/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "АРСЕЛ": Икановича Б. - ген.директора (реш. N 1 от 03.03.2006 г.), Шаховнина А.И. (дов. от 15.05.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) УФМС России по г. Москве: не явились, извещены;
рассмотрев 30 июля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "АРСЕЛ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2015 г.,
принятое судьей Кузиным М.М.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2015 г.,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А., Захаровым С.Л.,
по делу N А40-195789/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АРСЕЛ" (ОГРН 1067746391822; 121096, г. Москва, ул. 2-я Филевская, д. 7/19, корп. 6)
к Управлению Федеральной миграционной службы по городу Москве (ОГРН 1057749433411; 115035, г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 16, стр. 4)
о признании незаконным и отмене постановлений по делу об административном правонарушении N 1248 от 11 ноября 2014 г.,
УСТАНОВИЛ: с 20 марта 2014 г. по 16 апреля 2014 г. на основании распоряжения N 126 от 20 марта 2014 г. в отношении общества с ограниченной ответственностью "АРСЕЛ" (далее - ООО "АРСЕЛ", общество, заявитель) была проведена документальная проверка, в ходе которой установлено, что гражданин Республики Сербия Ивановиче Тихомир, 12 ноября 1957 года рождения, прибыл в РФ 29 сентября 2013 г. по однократной обыкновенной визе N БЕГ 71545 от 27 сентября 2013 г., полученной по приглашению ООО "АРСЕЛN (N 2Y8877053 от 23 августа 2013 г.) с целью работы по найму.
По окончании проведения документарной проверки сотрудниками отделения ППМ отдела УФМС России по г. Москве в ЦАО выявлен факт нарушения ООО "АРСЕЛ", являющимся приглашающей стороной для гражданина Республики Сербия Ивановича Тихомира, 12 ноября 1957 года рождения, установленного порядка оформления документов на право пребывания данного иностранного гражданина и проживания в Российской Федерации, выразившийся в непостановке на миграционный учет до 08 февраля 2014 г. указанного иностранного гражданина при прибытии 29 сентября 2013 г. к приглашающей стороне в место пребывания, по адресу: 121096, г. Москва, ул. 2-я Филевская, д. 7/19, корп. 6, путем направления в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно или через многофункциональный центр, либо направления почтовым отправлением уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания, что содействовало в незаконном пребывании (проживании) указанного иностранного гражданина в Российской Федерации.
По указанному факту старшим инспектором отделения проведения проверочных мероприятий ОУФМС России по г. Москве в ЦАО Миненковым И.Н. определением от 20 апреля 2014 г. N 1248 в отношении ООО "АРСЕЛ" возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 18.9 КоАП РФ.
20 июня 2014 г. старшим инспектором отдела ППМ УФМС России по г. Москве в ЦАО Миненковым И.Н. в отсутствие законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении МС N 080776.
Постановлением Отдела УФМС России по г. Москве в ЦАО по делу об административном правонарушении N 1248 от 11 ноября 2014 г. ООО "АРСЕЛ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.9 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "АРСЕЛ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "АРСЕЛ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что вывод судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения основан на доводах административного органа, при этом доводам общества о том, что обязанность по направлению уведомления о прибытии иностранного гражданина была выполнена, уведомление было представлено 08 октября 2013 г. непосредственно в ОУФМС Филевский Парк, какой-либо оценки не дано.
К кассационной жалобе приложены дополнительные документы, а именно: копия постановления Отдела УФМС России по г. Москве в ЦАО от 11 ноября 2014 г.; копия отрывной части уведомления; копия визы; копия миграционной карточки.
Поскольку статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность собирания и исследования дополнительных доказательств, суд кассационной инстанции не находит оснований для приобщения указанных документов к материалам дела, в связи с чем они подлежат возврату.
Отзыв на кассационную жалобу от УФМС России по г. Москве не поступил.
В заседании кассационной инстанции представители ООО "АРСЕЛ" поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель УФМС России по г. Москве в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей заявителя, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны: представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации (пункт 3).
В силу пункта 2 части 3 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином: не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" части 2 статьи 22 названного закона принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона, представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи.
Пунктом 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" предусмотрено, что иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20 Федерального закона.
Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее 3 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.
Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.
По прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомление территориального органа Федеральной миграционной службы администрацией гостиницы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.
В соответствии с пунктом 22 названного постановления принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно или через многофункциональный центр (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 22 Федерального закона) либо направляться почтовым отправлением. Представление уведомления о прибытии в территориальный орган Федеральной миграционной службы через многофункциональный центр осуществляется в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его подачи в многофункциональный центр.
Действия, связанные с нарушением приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.9 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях заявителя события вмененного административного правонарушения.
Суды также указали на соблюдение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Между тем, делая вывод о наличии в действиях заявителя события вмененного административного правонарушения, суды не дали оценку доводу общества о том, что обязанность по направлению уведомления о прибытии иностранного гражданина была выполнена, уведомление было представлено 08 октября 2013 г. непосредственно в ОУФМС Филевский Парк.
Общество указывало, что данное обстоятельство подтверждается отрывной частью уведомления, имеющейся в материалах дела (т. 2 л.д. 191).
Принимая во внимание, что от установления факта исполнения обязанности по направлению уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания зависят выводы суда о наличии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, суд кассационной инстанции полагает, что судами не полно выяснены существенные для дела обстоятельства, в связи с чем обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными.
Поскольку допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, после чего принять решение в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
Учитывая, что в соответствии частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, уплаченная обществом по чеку-ордеру СБ N 9038 филиал N 1779 от 17 июня 2015 г. государственная пошлина в размере 3 000 руб. 00 коп. за подачу кассационной жалобы подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2015 г. по делу N А40-195789/2014 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственность "АРСЕЛ" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб. 00 коп. (три тысячи руб. 00 коп.), уплаченную по чеку-ордеру СБ N 9038 филиал N 1779 от 17 июня 2015 г.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
М.Р.Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.