г. Москва |
|
04 августа 2015 г. |
Дело N А40-156104/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - открытого акционерного общества "АРЗ-3" - Рябова Л.В. - дов. от 09.01.2015 N 1; Буров В.А. - дов. от 09.01.2015 N 2/15
от заинтересованного лица - Департамента городского имущества города Москвы - Устабасиди Д.В. - дов. от 30.12.2014 N 33-Д-941/14
рассмотрев 28 июля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 25 декабря 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дудкиным В.В.,
на постановление от 31 марта 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Барановской Е.Н., Панкратовой Н.И., Сумароковой Т.Я.,
по делу N А40-156104/14
по заявлению открытого акционерного общества "АРЗ-3" (ОГРН 1037700004726)
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "АРЗ-3" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент), оформленного письмом от 26.06.2014 N 33-5-15338/14-(0)-1, об отказе Обществу в изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004026:1, расположенного по адресу: Москва, ул. Большая Декабрьская, вл. 3, стр. 1 - 15, 38, и об обязании Департамента в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу выпустить и выдать Обществу распоряжение об изменении разрешенного использования указанного земельного участка в соответствии с фактическим его использованием: "эксплуатация существующих административных зданий, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания".
Решением от 25.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.03.2015, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 25.12.2014 и постановление от 31.03.2015 и отказать в удовлетворении требований Общества.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы жалобы, а представители Общества - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка общей площадью 19078 кв.м с кадастровым номером 77:01:0004026:1, расположенного по адресу: Москва, ул. Большая Декабрьская, вл. 3, стр. 1 - 15, 38, на основании распоряжения Правительства Москвы от 09.10.2008 N 2354-РП, договора купли-продажи земельного участка от 18.11.2008 N М-01-С00064, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.05.2012 серии 77-АО N 109010.
На указанном земельном участке расположены нежилые здания (строения) под номерами 1, 2, 3, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 38. Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования "эксплуатация существующих административных зданий".
Помимо административных зданий на земельном участке находится нежилое здание площадью 12 004 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Большая Декабрьская, д. 3, принадлежащее Обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Нежилое здание переоборудовано в 2003 году и используется под торговый центр с пунктами общественного питания.
Таким образом, фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 77601:0004026:1 не совпадает с существующим видом разрешенного использования
Порядок изменения разрешенного использования земельного участка, расположенного на территории города Москвы, установлен Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Изменение адресного ориентира земельного участка и/или его разрешенного использования" от 15.05.2012 N 199-ПП.
В целях приведения в соответствие существующего вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004026:1 его фактическому виду использования, Общество обратилось в Департамент с заявлением от 22.05.2014 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с существующего вида "эксплуатация существующих административных зданий" на фактически используемый вид земельного участка - "эксплуатация существующих административных зданий, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания".
Департамент, рассмотрев запрос заявителя, принял решение, оформленное письмом от 26.06.2014 N 33-5-15338/14-(0)-1, об отказе в представлении государственной услуги, сославшись на то, что права на земельный участок с адресными ориентирами: Москва, ул. Большая Декабрьская, вл. 3, стр. 1 - 15, стр. 38, оспариваются в судебном порядке.
Не согласившись с указанным выше решением Департамента, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления Общества.
Суды исходили из следующего.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Разрешенное использование земельного участка должно соответствовать цели предоставления земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Вид разрешенного использования конкретных земельных участков устанавливается документами кадастрового учета и может быть изменен только в порядке, установленном земельным законодательством.
Органам местного самоуправления, а в границах города Москвы органам власти города Москвы, предоставлено право на осуществление в рамках их полномочий деятельности по развитию своих территорий, регулированию землепользования и застройки.
Согласно статье 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, а также требования к использованию земельного участка, обусловленные природоохранным законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
Данное положение также закреплено в пункте 5.1 Постановления Правительства Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", в соответствии с которым до принятия правил использования и застройки в городе Москве при подготовке правовых актов об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровой карте территории фактическое использование земельного участка определяется на основании установленных при технической инвентаризации сведений о функциональном назначении зданий и сооружений, расположенных на таком земельном участке.
Испрашиваемый заявителем вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004026:1 соответствует пункту 1.2.5. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Решение Департамента об отказе в представлении государственной услуги по изменению вида разрешенного использования мотивировано тем, что в производстве Арбитражного суда города Москвы на рассмотрении находится дело N А40-107762/2013 по иску Общества к Кадастровой палате о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что спор, связанный с кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004026:1, стоимость которого влияет на размер земельного налога, затрагивает интересы Общества как плательщика земельного налога, но никоим образом не затрагивает право собственности Общества на сам земельный участок, поскольку результат, который будет принят судом по спору об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, не повлечет за собой изменения или прекращения существующих прав Общества на земельный участок.
В соответствии с пунктом 2.7.8. Регламента в целях изменения разрешенного использования земельного участка предоставляется один из следующих документов, в котором содержаться сведения, являющиеся основанием для изменения вида разрешенного использования земельного участка: кадастровый паспорт здания, строения, сооружения, объекта, не завершенного строительством; утвержденный в установленном порядке план земельного участка, в котором установлен вид разрешенного использования земельного участка, определенный в соответствии с утвержденным в установленном порядке перечнем видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Пункт 2.7. Регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в который представление сведений об оформлении земельно-правовых отношений под строительство зданий не входит.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды обеих инстанций сделали правильный вывод о том, что отказ Департамента в изменении разрешенного вида использования земельного участка нарушает права и законные интересы Общества как собственника земельного участка, поскольку Обществом при обращении к Департаменту были представлены все документы, необходимые для вынесения распоряжения об изменении разрешенного использования земельного участка.
Поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2015 года по делу N А40-156104/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.