г. Москва |
|
06 августа 2015 г. |
Дело N А41-75717/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Красновой С.В., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - открытого акционерного общества "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" - Варичева Ю.В. - дов. от 12.11.2014
от заинтересованного лица - администрации города Долгопрудного Московской области - Климова Н.В. - дов. от 27.11.2014 N 64/1-2014
рассмотрев 30 июля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" (ОГРН 1025006179472)
на решение от 02 февраля 2015 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление от 30 марта 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Немчиновой М.А., Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-75717/14
по заявлению открытого акционерного общества "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" (ОГРН 1025006179472)
к администрации города Долгопрудного Московской области
о признании незаконным проведения внеплановой выездной проверки
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к администрации города Долгопрудного Московской области (далее - Администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконным проведение внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства Обществом на основании распоряжения Администрации от 04.09.2014 N 46-МК и распоряжения Администрации от 17.09.2014 N 55-МК о продлении сроков проведения внеплановых выездных проверок Общества органом муниципального земельного контроля на земельном участке общей площадью 88 820 кв.м с кадастровым номером 50:42:0040206:33, относящимся к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющим вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", расположенном по адресу: Московская обл., г. Долгопрудный, в районе микрорайона Шереметьевский, микрорайона Павельцево, территория Общества, и составление акта проверки от 26.09.2014 N 44;
- признать недействительным предписание Администрации от 26.09.2014 N 21 об устранении Обществом в срок до 27.10.2014 допущенных нарушений на указанном земельном участке.
Решением от 02.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.03.2015, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 02.02.2015 и постановление от 30.03.2015 и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Администрации - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 88 820 кв.м с кадастровым номером 50:42:0040206:33, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющий вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", расположенный по адресу: Московская обл., г. Долгопрудный, в районе микрорайона Шереметьевский, микрорайона Павельцево, территория Общества.
Администрацией на основании распоряжения от 04.09.2014 N 46-МК о проведении внеплановой выездной проверки Общества и распоряжения от 17.09.2014 N 55-МК о продлении сроков проведения внеплановых выездных проверок Общества проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства в отношении вышеуказанного земельного участка.
По результатам проверки составлен акт проверки от 26.09.2014 N 44 из которого следует, что в действиях Общества имеются признаки нарушений требований подпунктов 1, 3 пункта 1 статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), выразившиеся в непроведении мероприятий по защите земельного участка от зарастания деревьями, кустарниками и сорными растениями, непроведении мероприятий по сохранению почвы и ее плодородия и неиспользовании земельного участка в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к категории земель сельскохозяйственного назначения, а также требований Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации"; проверяемый земельный участок обладает признаками неиспользования с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности. Кроме того, Администрация пришла к выводу, что в действиях Общества усматриваются признаки предусмотренных частью 2 статьи 8.7, статьи 8.8 КоАП РФ нарушений.
Администрацией по результатам внеплановой выездной проверки Обществу выдано предписание от 26.09.2014 N 21 об устранении в срок до 27.10.2014 допущенных нарушений, в котором установлена обязанность Общества провести мероприятия по сохранению почвы и ее плодородия, использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к категории земель, провести мероприятия по защите от зарастания деревьями, кустарниками и сорными растениями указанного земельного участка.
Общество полагая, что проведение внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства заявителем, а также предписание Администрации об устранении нарушений земельного законодательства от 26.09.2014 N 21 на вышеуказанном земельном участке не соответствуют закону и нарушают права Общества в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в суд с настоящими требованиями.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления Общества.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 8 Устава городского округа Долгопрудный Московской области, принятого решением Совета депутатов города Долгопрудного Московской области от 17.02.2012 N 13-нр, органом муниципального контроля является Администрация.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии со статьей 12 Закона N 294-ФЗ предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах (статьи 16 Закона N 294-ФЗ).
Как следует из материалов дела, во исполнение требования Прокурора города Долгопрудного от 20.08.2014 N 7-1-2014 Администрацией вынесено распоряжение от 04.09.2014 N 46-МК о проведении внеплановой выездной проверки по соблюдению земельного законодательства Обществом при использовании земельного участка с кадастровым номером 50:42:0040206:33.
Постановлением от 17.09.2014 N 55-МК продлен срок проведения указанных выше внеплановых выездных проверок.
Срок проведения проверки составил 15 рабочих дней (с 08.09.2014 по 26.09.2014), о чем указано в распоряжениях Администрации от 04.09.2014 N 46-МК о проведении внеплановой выездной проверки и от 17.09.2014 N 55-МК о продлении сроков проведения внеплановых выездных проверок Общества.
На основании данных постановлений Отделом муниципального контроля Нормативно-правового управления Администрации проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества, являющего собственником названного земельного участка.
Согласно статье 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Статьей 13 ЗК РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям) и т.д.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 8 Устава городского округа Долгопрудный Московской области, принятого решением Совета депутатов города Долгопрудного Московской области от 17.02.2012 N 13-нр, органом муниципального контроля является Администрация.
При таком положении суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что проверка названного земельного участка была проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства уполномоченными должностными лицами в присутствии представителей Общества.
В результате проверки составлен акт проверки органом муниципального земельного контроля от 26.09.2014 N 44 и предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 26.09.2014 N 21 в установленный срок.
При проведении проверки проводилась фотосъемка проверяемого земельного участка с привязкой к местности, с использованием сведений публичной кадастровой карты в присутствии представителя Общества, что отражено в фототаблице, прилагаемой к акту проверки.
В акте проверки от 26.09.2014 N 44 указана дата и время составления акта, общая продолжительность проверки. Срок проведения проверки указан в распоряжениях Администрации.
В ходе проведения проверки земельного участка сельскохозяйственного назначения установлен факт зарастания участка сорной растительностью (пыреем ползучим и другими видами дикорастущих трав). Имеются очаги зарастания кустарниковой растительностью. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур не производятся. Признаков ручной и механической обработки почвы, а также работ, связанных с сенокошением или выпасом скота, не выявлено. Земельный участок не огорожен, доступ к нему не ограничен
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации" установлено, что проверяемый земельный участок обладает признаками неиспользования с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности.
В ходе проведения проверки земельного участка выявлены нарушения Обществом требований подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи 13, статьи 42 ЗК РФ, выразившиеся в непроведении мероприятий по защите земельного участка с кадастровым номером 50:42:0040206:33 от зарастания деревьями, кустарниками и сорными растениями, непроведении мероприятий по сохранению почвы и ее плодородия и неиспользовании земельного участка в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
В результате проверки составлен акт проверки органом муниципального земельного контроля от 26.09.2014 N 44 и предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 26.09.2014 N 21 в установленный срок, а именно: устранить допущенные нарушения в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством, провести мероприятия по сохранению почвы и ее плодородия, использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к категории земель, провести мероприятия по защите от зарастания деревьями, кустарниками и сорными растениями земельного участка.
В соответствии с положением о муниципальном земельном контроле на территории городского округа Долгопрудный Московской области акт проверки и предписание направлено Обществу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
При таком положении суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что проведение внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства Обществом на основании указанных распоряжений Администрации, составление акта проверки, вынесение предписания об устранении нарушений земельного законодательства не противоречат нормам действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2015 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2015 года по делу N А41-75717/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.