г. Москва |
|
18 августа 2015 г. |
Дело N А40-162141/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - Фонда социального страхования Российской Федерации - Самоволик Е.А. по дов. от 14.01.2015 N АС-08-30/74,
от заинтересованного лица - Федеральной службы финансово-бюджетного надзора - Жуматаевой М.Г. по дов. от 10.06.2015 N 02-09-24/04-9051,
рассмотрев 12 августа 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение от 29 января 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Уточкиным И.Н.,
на постановление от 24 апреля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бекетовой И.В., Свиридовым В.А., Якутовым Э.В.,
по делу N А40-162141/14,
по заявлению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН.1027739443236)
к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (ОГРН.1047796357553)
об оспаривании предписания в части,
УСТАНОВИЛ:
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с требованиями к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор, заинтересованное лицо) об оспаривании пункта 4 Предписания от 13.08.2014 N АЧ-05-24/4282, выданного по итогам проверки правомерности использования заявителем в период 2012-2013 годов средств бюджета фонда и установления факта допущенных указанным лицом нарушений.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая ФСС РФ в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу, что оспариваемый ненормативный правовой акт Росфиннадзора соответствует требованиям закона, не влечет для заявителя нарушения его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, признать недействительным оспариваемое предписание заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель ФСС РФ поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, представитель Росфиннадзора просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, представил отзыв.
Отводов составу суда не поступило.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2012 по 31.12.2013 на основании приказа от 13.02.2014 N 33 и пункта 51 плана контрольных мероприятий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в финансово-бюджетной сфере на 2014 год Росфиннадзором была проведена выездная проверка на предмет правомерности использования ФСС РФ средств бюджета по целевой статье расходов 001 55 00 "Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов".
По результатам проведенного мероприятия выявлен факт необоснованных выплат бывшим работникам оказанных медицинских услуг, отраженный и зафиксированный в акте выездной проверки от 23.04.2014.
В целях побуждения заявителя к устранению выявленных нарушений 13.08.2014 Росфиннадзором выдано предписание N АЧ-05-24/4282.
Полагая пункт 4 резолютивной части данного предписания Росфиннадзора не соответствующим требованиям закона, ФСС РФ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с указанными выше требованиями.
Так, пунктом 4 резолютивной части оспариваемого Предписания от 13.08.2014 N АЧ-05-24/4282 Росфиннадзор обязал ФСС РФ привести Положение об организации медицинского обеспечения работников центрального аппарата Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствие с нормами Федерального закона от 30.11.2011 N 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" (далее Закон N 372-ФЗ) и Федерального закона от 03.12.2012 N 219-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон N219-ФЗ), и доложить о результатах его исполнения в срок до 10.10.2014.
Судами установлено, что данное предписание принято в пределах предоставленных Росфиннадзором полномочий, установленных нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 N 77, Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092.
В силу системного толкования пункта 5 статьи 6 Закона N 372-ФЗ, пункта 4 статьи 7 Закона N 219-ФЗ ФСС РФ наделен правом осуществлять в установленном Фондом порядке направление средств в пределах бюджетных ассигнований по целевой статье расходов "Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов" подраздела "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации расходов бюджетов на оказание медицинских услуг работникам Фонда и его территориальных органов.
Так, согласно положениям Приказа от 26.02.2007 N 4-А об утверждении Положения об организации медицинского обеспечения работников центрального аппарата Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Приказ N 4-А) медицинское обслуживание предоставляется следующим категориям лиц:
-работникам Фонда;
-председателю Фонда, его заместителям и членам их семей на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 174-р;
-бывшим работникам Фонда, вышедшим на пенсию из центрального аппарата Фонда и имеющим статус ветерана в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 8 Положения).
Проверкой установлено, что ФСС РФ произвел оплату оказанных медицинских услуг бывшим сотрудникам заявителя (пенсионерам, ветеранам труда), не являющимся в проверенном периоде штатными сотрудниками Фонда, в рамках заключенных государственных контрактов на общую сумму 6338 тыс. рублей, в том числе за 2012 год - 2558,3 тыс. рублей, за 2013 год - 3779,7 тыс. рублей.
Как следует из положений статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации с момента расторжения трудового договора, лицо, в отношении которого подписан приказ об увольнении, утрачивает статус работника, в том числе, прекращается обязанность работодателя по выплате работнику денежных довольствований и иного обеспечения, осуществляемых в период трудовых отношений.
Как правильно указали суды, вопреки доводам и аргументам заявителя, правовых оснований для вышеуказанных выплат у ФСС РФ не имелось, поскольку рассматриваемая категория лиц закреплена положениями Приказа N 4-А в нарушение заявителем требований части 5 статьи 6 Закона N 372-ФЗ, части 4 статьи 7 Закона N 219-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.1993 N 1094 "Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации" N1094 (далее - Постановление N1094).
Согласно пункту 1 Постановления N 1094 заявителю надлежит разработать проект законодательного акта о государственном социальном страховании в Российской Федерации, предусмотрев в нем обеспечение социальных гарантий граждан, работающих по найму на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а также развитие форм социального страхования на договорной основе.
Таким образом, при подготовке соответствующего положения ФСС РФ следовало учитывать пункту 1 Постановления N 1094, которым прямо предусмотрено обеспечение социальных гарантий действующих работников, а не уволенных со службы.
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Доводы заявителя о неверном толковании пункта 10 Постановления N 1094 были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, в судебных актах им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанции, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Все доводы кассационной жалобы, повторяющие по существу доводы заявления и апелляционной жалобы, обсуждены и отклонены судами по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2015 года по делу N А40-162141/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.