г.Москва |
|
24 апреля 2015 г. |
Дело N А40-162141/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей Свиридова В.А., Якутова Э.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фонда социального страхования РФ на решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.01.2015 г. по делу N А40-162141/2014 (92-1413), принятое судьей Уточкиным И.Н.,
по заявлению Фонда социального страхования РФ (ИНН 7736056647, ОГРН 1027739443236, 107139, г.Москва, ул.Орликов пер., д.3"А")
к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (ИНН 7708525287, ОГРН 1047796357553, 125993, г.Москва, ул.Миусская пл., д.3, стр.1)
об оспаривании п. 4 предписания от 13.08.2014 г. N АЧ-05-24/4282,
при участии:
от заявителя: |
Беккер Т.А. по дов. от 13.04.2015; |
от ответчика: |
Подопригорова О.В. по дов. от 23.09.2014, Жаворонкова Т.А. по дов. от 23.09.2014; |
УСТАНОВИЛ:
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с требованиями к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор, ответчик) об оспаривании п.4 Предписания от 13.08.2014 N АЧ-05-24/4282, выданного по итогам проверки правомерности использования заявителем в период 2012-2013 средств бюджета фонда и установления факта допущенных указанным лицом нарушений.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 29.01.2015 вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого ненормативного правового акта Росфиннадзора требованиям закона, не влекущих для заявителя последствий нарушения его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ФСС РФ обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Согласно доводам обратившегося с жалобой лица, изложенные в решении выводы не соответствуют материалам дела, приобщенные к делу доказательства исследованы не в полном объеме, нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции неправильно. Полагает, что правомерно расходовал средства бюджета, поскольку производимые им выплаты в пользу бывших работников распространялись на узкую категорию лиц, имеющих льготу ФСС РФ. Обращает внимание апелляционного суда, что исполнение им требований оспариваемого предписания вовсе не свидетельствует о правомерности изложенных в нем требований.
От ответчика по делу поступил письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу заявителя в порядке ст.262 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы ФСС РФ, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта а также изложив свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика поддержали обжалуемое решение, доводы апелляционной жалобы, а также содержащиеся в ней требования считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложили свою правовую позицию по делу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении требований апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов рассматриваемого дела, в период с 01.01.2012 по 31.12.2013 на основании приказа от 13.02.2014 N 33 и п.51 плана контрольных мероприятий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в финансово-бюджетной сфере на 2014 год Росфиннадзором была проведена выездная проверка на предмет правомерности использования ФСС РФ средств бюджета по целевой статье расходов 001 55 00 "Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов".
По результатам проведенного мероприятия выявлен факт необоснованных выплат бывшим работникам оказанных медицинских услуг, отраженный и зафиксированный в акте выездной проверки от 23.04.2014.
В целях побуждения заявителя к устранению выявленных нарушений 13.08.2014 Росфиннадзором выдано предписание N АЧ-05-24/4282.
Полагая п.4 резолютивной части данного предписания Росфиннадзора не соответствующим требованиям закона и влекущим неблагоприятные правовые последствия в виде нарушения прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ФСС РФ обратилось в суд с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно системному толкованию ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и содержащиеся в ней требования, выслушав пояснения и аргументы представителей сторон, арбитражный апелляционный суд не усмотрел правовых и процессуальных оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта и пришел к следующим выводам.
Пунктом 4 резолютивной части оспариваемого Предписания от 13.08.2014 N АЧ-05-24/4282 Росфиннадзор обязал ФСС РФ привести Положение об организации медицинского обеспечения работников центрального аппарата Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствие с нормами федерального закона о бюджете ФСС РФ на 2014 год. и доложить о результатах его исполнения в срок до 10.10.2014.
Данное предписание принято в пределах предоставленных Росфиннадзором полномочий, установленных нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 N 77, Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092.
В соответствии со ст.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, иных законов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В силу системного толкования п.5 ст.6 Федерального закона от 30.11.2011 N 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Закон N 372-ФЗ), п.4 ст.7 Федерального закона от 03.12.2012 N219-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон N219-ФЗ) ФСС РФ наделен правом осуществлять в установленном Фондом порядке направление средств в пределах бюджетных ассигнований по целевой статье расходов "Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов" подраздела "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации расходов бюджетов на оказание медицинских услуг работникам Фонда и его территориальных органов.
В целях реализации предоставленных ему полномочий по установлению порядка направления бюджетных средств, ФСС РФ издан приказ от 26.02.2007 N 4-А об утверждении Положения об организации медицинского обеспечения работников центрального аппарата Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Приказ N 4-А).
Согласно положениям Приказа N 4-А медицинское обслуживание предоставляется следующим категориям лиц:
-работникам Фонда;
-председателю Фонда, его заместителям и членам их семей на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 174-р;
-бывшим работникам Фонда, вышедшим на пенсию из центрального аппарата Фонда и имеющим статус ветерана в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 8 Положения).
Проверкой установлено, что ФСС РФ произвел оплату оказанных медицинских услуг бывшим сотрудникам заявителя (пенсионерам, ветеранам труда), не являющимся в проверенном периоде штатными сотрудниками Фонда, в рамках заключенных государственных контрактов на общую сумму 6338 тыс. рублей, в том числе за 2012 год - 2558,3 тыс. рублей, за 2013 год - 3779,7 тыс. рублей.
Вместе с тем, вопреки доводам и аргументам заявителя, правовых оснований для вышеуказанных выплат у ФСС РФ не имелось, поскольку рассматриваемая категория лиц не закреплена положениями Приказ N 4-А.
Как следует из положений ст.20 Трудового кодекса Российской Федерации (далее -ТК РФ) сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работником является физическое лицо, имеющее трудовые отношения с работодателем. Именно с момента оформления трудовых отношений с работодателем, физическое лицо приобретает статус работника, и соответственно, у него возникают права, в том числе, вознаграждение за труд, оплата ежегодных отпусков, социальное обеспечение и т.д.
В свою очередь, после расторжения трудового договора все права и обязанности в рамках трудового договора прекращаются, в том числе, прекращается обязанность работодателя по выплате работнику денежных довольствований и иного обеспечения, осуществляемых в период трудовых отношений.
Таким образом, с момента расторжения трудового договора, лицо, в отношении которого подписан приказ об увольнении, утрачивает статус работника.
Апелляционный суд считает обоснованным и правомерным вывод Росфиннадзора о нарушении заявителем требований ч. 5 ст. 6 Закона N 372-ФЗ, ч.4 ст. 7 Закона N 219-ФЗ, изложенный в содержании оспариваемого предписания.
Довод подателя апелляционной жалобы о правомерности произведенных им выплат со ссылкой на п.10 Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 26.10.1993 N 1094 "Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - Постановление N 1094) коллегия признает необоснованным по мотиву неправильного толкования ФСС РФ норм права.
Согласно содержанию п.1 Постановления N 1094 заявителю надлежит разработать проект законодательного акта о государственном социальном страховании в Российской Федерации, предусмотрев в нем обеспечение социальных гарантий граждан, работающих именно по найму на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а также развитие форм социального страхования на договорной основе.
Таким образом, при подготовке положения ФСС РФ следовало учитывать п.1 Постановления N 1094, которым прямо предусмотрено обеспечение социальных гарантий действующих работников, а не уволенных со службы (пенсионеры, ветераны труда). Кроме того, коллегия также учитывает обстоятельства исполнения заявителем требований оспариваемого предписания в полном объеме посредством издания указанным лицом приказа от 26.08.2014 N 20-А "О внесении изменений в приказ Фонда от 26.02.2007 N 4-А "Об утверждении Положения об организации медицинского обеспечения работников центрального аппарата Фонда", что свидетельствует об отсутствии оснований для оплаты оказанных ФСС РФ медицинских услуг своим бывшим сотрудникам рассматриваемой категории (пенсионерам, ветеранам труда).
В силу положений ч.1 ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Таким образом, предъявление любого иска обусловлено мотивом восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Однако избранный заявителем способ защиты права не приводит к восстановлению прав субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку носит абстрактный и неопределенный характер.
В связи с изложенным, апелляционный суд признает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что изложенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.01.2015 г. по делу N А40-162141/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-162141/2014
Истец: Фонд социального страхование РФ, Фонд социального страхования РФ
Ответчик: Росфиннадзор, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора