г. Москва |
|
18 августа 2015 г. |
Дело N А40-105317/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя (истца) - общества с ограниченной ответственностью "ОВАЛ" - Нерсисян Г.В. по дов. от 07.09.2014 N О-07/07/14, Медведевой С.В. по дов. от 12.08.2014,
от заинтересованных лиц (ответчиков) - Департамента городского имущества города Москвы- не явился, извещен,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился, извещен,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - не явился, извещен,
от третьих лиц - Правительства Москвы - не явился, извещен,
Инспекции Федеральной налоговой службы N 51 - не явился, извещен,
общества с ограниченной ответственностью "АКЦ Департамент профессиональной Оценки" - не явился, извещен,
общества с ограниченной ответственностью "Городской Консультационный Центр Оценки" -
рассмотрев 12 августа 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 11 февраля 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Коноваловой Е.В.,
на постановление от 30 апреля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Сумароковой Т.Я., Левиной Т.Ю., Александровой Г.С.,
по делу N А40-105317/14,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ОВАЛ" (ОГРН.1067746729896)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН.1037739510423); Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии"; Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,
третьи лица: Правительство Москвы, инспекция Федеральной налоговой службы N 51, общество с ограниченной ответственностью "АКЦ Департамент профессиональной Оценки", общество с ограниченной ответственностью "Городской Консультационный Центр Оценки"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ОВАЛ" (далее - ООО "ОВАЛ", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0110504:287 площадью 15 700 кв.м, расположенного по адресу Москва, п. Московский, в районе д. Румянцево, уч. N 17/2к в размере его рыночной стоимости 49 212 225 руб. и о понуждении внести в государственный кадастр недвижимости сведения, указав в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка, его рыночную стоимость равную 49 212 225 руб. по состоянию на 1 января 2013 года (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Требования заявлены в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и мотивированы нарушением прав истца как собственника указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы, инспекция Федеральной налоговой службы N 51, общество с ограниченной ответственностью "АКЦ Департамент профессиональной Оценки", общество с ограниченной ответственностью "Городской Консультационный Центр Оценки".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2015 года, исковые требования удовлетворены в части, в удовлетворении требований о понуждении внести в государственный кадастр недвижимости сведения, указав в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка, его рыночную стоимость равную 49 212 225 руб. по состоянию на 1 января 2013 года, отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент и Правительство Москвы обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просят принятые по делу судебные акты отменить как незаконные и необоснованные и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
В судебном заседании представитель общества просил жалобу отклонить, считая обжалованные судебные акты соответствующими требованиям законодательства и представленным в дело доказательствам, представил отзыв.
Ответчики и третьи лица, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия указанных лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда не поступило.
Выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ОВАЛ" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 15700 кв.м с кадастровым номером 50:21:0110504:287, расположенный по адресу: п.Московский, в районе д.Румянцево, уч. N 17/2к, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.07.2013 N 77-АО 836551.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 05.06.2014 N 77/501/14-560448 предыдущее наименование местоположения земельного участка: Московская обл., район Ленинский, с/о Московский, в районе д.Румянцево, уч. N 17/2 к. Изменения внесены на основании Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами РФ города федерального значения Москвой и Московской областью".
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП утверждены результаты государственной оценки земель города Москвы, согласно которым удельный показатель кадастровой стоимости указанного земельного участка составил 15 790,10 руб. /кв.м.
В соответствии с кадастровой выпиской от 05.06.2014 N 77/501/14-560688 кадастровая стоимость земельного участка составляет 247 904 570 руб.
Согласно кадастровой выписке на земельный участок по состоянию на 28.04.2011 кадастровая стоимость участка составляла 18 329 750 руб.
Не согласившись с размером кадастровой стоимости, общество провело оценку рыночной стоимости земельного участка. Так, в соответствии с отчетом ООО "АКЦ Департамент профессиональной Оценки" N 01/155/0306 от 11.06.2014 об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость участка, которая составляет 101 108 000 руб.
Для установления рыночной стоимости спорного земельного участка судом определением от 22.10.2014 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "АДЭРО". Согласно поступившему в суд экспертному заключению N АД-438.14-РЭ от 28.11.2014 рыночная стоимость спорного земельного участка составила 49 212 225 руб.
Выводы экспертов по существу участвующими в деле лицами не опровергнуты.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности", подлежит определению на дату установления кадастровой стоимости. При этом Президиум исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности" от 29.07.1998 N 135-ФЗ прямо предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены как в суде, так и в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности заявителя.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств настоящего дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с полученным судом заключением судебного эксперта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
В свою очередь у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
Рассмотрев довод жалобы относительно возложения на Департамент судебных расходов истца по оплате государственной пошлины, судебная коллегия находит его несостоятельным, поскольку указанные судебные расходы распределены судом в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и возложены именно на то лицо, которое занимало активную позицию при рассмотрении настоящего дела, оспаривая заявленные обществом требования (пункт 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2015 года по делу N А40-105317/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности" от 29.07.1998 N 135-ФЗ прямо предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены как в суде, так и в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности заявителя.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств настоящего дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с полученным судом заключением судебного эксперта.
...
Рассмотрев довод жалобы относительно возложения на Департамент судебных расходов истца по оплате государственной пошлины, судебная коллегия находит его несостоятельным, поскольку указанные судебные расходы распределены судом в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и возложены именно на то лицо, которое занимало активную позицию при рассмотрении настоящего дела, оспаривая заявленные обществом требования (пункт 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости")."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 августа 2015 г. N Ф05-10621/15 по делу N А40-105317/2014