город Москва |
|
20 августа 2015 г. |
Дело N А40-100287/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Аталиковой З.А.
судей Денисовой Н.Д., Петровой В.В.,
при участии в заседании:
от истца: ЗАО "Инвестиционный холдинг "ФИНАМ" - Андреев А.Д. по доверенности от 13.01.2015 г. N ИХФ/ДВ/150113/1
от ответчика: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился, уведомлен
от третьих лиц: 1. ЗАО "МГТС-Недвижимость" - не явилось, уведомлено
2. Правительства Москвы - не явилось, уведомлено
рассмотрев 13 августа 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Инвестиционный холдинг "ФИНАМ" (истца)
на решение от 10 февраля 2015 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Никоновой О.И.
и постановление от 29 апреля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Левиной Т.Ю., Кораблевой М.С., Александрововй Г.С.
по иску ЗАО "Инвестиционный холдинг "ФИНАМ"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
о пересмотре результатов определения государственной кадастровой стоимости объекта недвижимости по основанию установления его рыночной стоимости
третьи лица: 1. ЗАО "МГТС-Недвижимость", 2. Правительство Москвы
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Инвестиционный холдинг "ФИНАМ" (далее - ЗАО "Инвестиционный холдинг "ФИНАМ", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) с требованиями установить кадастровую стоимость Здания с кадастровым номером 77:01:0001098:1026 равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 1 170 208 000 рублей, в том числе НДС, и обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести новую кадастровую стоимость Здания в государственный кадастр недвижимости; установить кадастровую стоимость Помещения с кадастровым номером 77:01:0001098:2501 равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 1 169 090 000 рублей и обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести новую кадастровую стоимость Помещения в государственный кадастр недвижимости.
Определениями Арбитражного суда города Москвы от 11 августа 2014 года, 03 октября 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ЗАО "МГТС-Недвижимость", Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2015 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ЗАО "Инвестиционный холдинг "ФИНАМ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение другого арбитражного суда первой или апелляционной инстанции в пределах одного судебного округа.
Заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что доводы истца в обоснование исковых требований ответчиком не оспаривались, поскольку ответчиком не было представлено в материалы дела отзыва на исковое заявление, ссылаясь на положения части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, также заявитель жалобы ссылается на необъективную оценку судами представленного отчета N 767-2687/2014-0 от 19 июня 2014 года.
Ответчик и третьи лица отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представили.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства ответчик ФГБУ "ФКП Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и третьи лица Правительство Москвы, ЗАО "МГТС-Недвижимость" явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей этих лиц.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В заседании суда кассационной инстанции представитель ЗАО "Инвестиционный холдинг "ФИНАМ" поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение другого арбитражного суда первой или апелляционной инстанции в пределах одного судебного округа.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, ЗАО "Инвестиционный холдинг "ФИНАМ" является собственником помещений с кадастровым номером 77:01:0001098:2501 общей площадью 7405,7 кв.м, расположенных в здании с кадастровым номером 77:01:0001098:1026 общей площадью 7464,5 кв.м. по адресу: г. Москва, Настасьинский пер., д.7, стр.2.
Истец с целью определения реальной рыночной стоимости Здания и Помещений заключил с ООО "Оценка Бизнеса и Консалтинг" договор на оказание услуг по оценке N 767-2687-0 от 26 мая 2014 года на проведение оценки рыночной стоимости здания с кадастровым номером 77:01:0001098:1026 общей площадью 7464,5 кв.м. по адресу: г. Москва, Настасьинский пер., д.7, стр.2. и помещений с кадастровым номером 77:01:0001098:2501 общей площадью 7405,7 кв.м., расположенных в указанном здании.
Согласно отчету N 767-2687/2014-0 от 19 июня 2014 года об оценке рыночной стоимости Недвижимости итоговая величина рыночной стоимости:
-Здания (кадастровый номер 77:01:0001098:1026), без стоимости прав аренды земельного участка, по состоянию на 01 января 2013 года составляет: 1 178 372 0 00 руб., в том числе НДС;
-Помещений (кадастровый номер 77:01:0001098:2501), без стоимости прав аренды земельного участка, по состоянию на 01 января 2013 года составляет: 1 169 090 000 руб., в том числе НДС.
Судами также установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства города Москвы N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" (далее - Постановление Правительства N 752-ПП) кадастровая стоимость здания, в котором расположены помещения истца, составила 2 308 232 629 руб. 94 коп.
Вместе с тем в перечне результатов кадастровой оценки, утвержденных Постановление Правительства N 752-ПП, не указаны помещения с кадастровым номером 77:01:0001098:2501.
Несмотря на это на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru) до 23 мая 2014 года у Помещения (кадастровый номер 77:01:0001098:2501) указана кадастровая стоимость 979 536 346,30 руб., а с 23 мая 2014 года кадастровая стоимость стала равна 586 007 476,15 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Постановлением Правительства города Москвы N752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", пришли к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно абзацу 2 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Абзацами 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Экспертиза отчета об оценке объекта оценки проводится, в том числе в целях проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
В силу действующего законодательства, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости. В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу изложенного, суд признает ошибочными выводы судов о том, что результат оценки, произведенный согласно отчету по состоянию на 01.01.2013 г. не соответствует дате по состоянию на которую, установлена кадастровая стоимость Постановлением Правительства города Москвы N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве".
Суд кассационной инстанции отмечает, что ошибочные выводы суда первой инстанции относительного того, что отчет, представленный истцом проведен на иную дату, не привели к принятию судом незаконного судебного акта.
Судами установлено, что ЗАО "Инвестиционный холдинг "ФИНАМ" является собственником помещений с кадастровым номером 77:01:0001098:2501 общей площадью 7405,7 кв.м, расположенных в здании с кадастровым номером 77:01:0001098:1026 общей площадью 7464,5 кв.м. по адресу: г. Москва, Настасьинский пер., д.7, стр.2.
Истец, обращаясь с настоящим исковым заявлением в суд просил установить кадастровую стоимость Здания (кадастровый номер 77:01:0001098:1026) равной рыночной стоимости, а также установить кадастровую стоимость Помещения (кадастровый номер 77:01:0001098:2501) равной рыночной стоимости и обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести новую кадастровую стоимость здания и помещения в государственный кадастр недвижимости.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из недоказанности истцом, каким образом результаты определения кадастровой стоимости всего здания затрагивают его права и обязанности, поскольку истец не является собственником всего здания, ему принадлежит на праве собственности часть помещений площадью 7405,7 кв.м, при этом судами также указано, что в Постановлении правительства N 752-ПП, кадастровая стоимость помещений, принадлежащих истцу, как самостоятельного объекта кадастровой оценки не определена.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Все обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, имеющиеся в деле доказательства оценены в их совокупности и взаимосвязи.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии решения и постановления судами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 10 февраля 2015 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 29 апреля 2015 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-100287/14 оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Инвестиционный холдинг "ФИНАМ" (истца) - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Аталикова З.А. |
Судьи |
Денисова Н.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.