г. Москва |
|
26 августа 2015 г. |
Дело N А40-81481/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Долгашевой В.А., Дудкиной О.В.
при участии:
от истца Гудзенко А.Б., дов. от 03.10.2014
рассмотрев 19 августа 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - третьих лиц
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 16 февраля 2015 года,
принятое судьей Белицкой С.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 25 мая 2015 года,
принятое судьями Тихоновым А.П., Савенковым О.В., Барановской Е.Н.,
по делу N А40-81481/13
по иску закрытого акционерного общества "Лираль-индустрия пластмасс" (г. Москва, ОГРН 1027739417331) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости
третьи лица Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, открытое акционерное общество "Городской Кадастр", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Лираль-индустрия пластмасс" (далее - ЗАО "Лираль-индустрия пластмасс", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 265 805 кв. м., расположенного по адресу г. Москва, наб. Бережковская, вл. 20, равной его рыночной стоимости в размере 2 764 280 000 руб., по состоянию на 01.01.2012.
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований к участию в деле привлечены Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, открытое акционерное общество "Городской кадастр", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве.
Решением названного арбитражного суда от 24.03.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014, в иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23.09.2014 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
По результатам повторного рассмотрения дела Арбитражный суд города Москвы решением от 16.02.2015 иск удовлетворил, установил кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной, на период с 01.01.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 25.05.2015 оставил указанное судебное решение без изменения.
Не согласившись с судебными актами от 16.02.2015 и от 25.05.2015, Правительство Москвы и Департамент подали кассационную жалобу, в которой просят их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослались на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
В отзыве на жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам.
В судебном заседании представитель общества просил жалобу отклонить по мотивам, приведенным в представленном отзыве. Иные участвующие в деле лица считаются извещенными о рассмотрении жалобы, поскольку информация о ее принятии к производству суда кассационной инстанции размещена 18.07.2015 на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили суды двух инстанций, общество является арендатором земельного участка общей площадью 265 805 кв. м., предоставленного по договору от 07.02.2012 N М-067-036074 для размещения и эксплуатации производственных и административных зданий со сроком до 16.11.2060.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП арендная плата в г. Москве исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007006:1001, расположенного по адресу г. Москва, наб., Бережковская, вл. 20, внесены в государственный кадастр недвижимости на основании результатов кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП по состоянию на 01.01.2012.
Полагая, что увеличение кадастровой стоимости земельного участка привело к повышению арендной платы, общество обратилось в суд с иском об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 66 ЗК РФ указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При повторном рассмотрении дела суды, сославшись на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, правомерно указали на возможность непосредственного установления в судебном заседании кадастровой стоимости земельного участка.
Суды применили вышеуказанные положения земельного законодательства, оценили представленный в материалы дела отчет об оценке от 15.05.2013 N 33К/13-2/1, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007006:1001 по состоянию на 01.01.2012 составляет 2 764 280 000 руб. и признали данное доказательство допустимым и подтверждающим заявленные исковые требования.
Ссылка в жалобе на постановление Правительства Москвы от 21.11.2014 N 687-ПП признается неосновательной.
Согласно статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 21.07.2014) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В этой связи суд первой инстанции правильно указал, что установленная решением на настоящему делу кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению с 01.01.2013, а наличие новой кадастровой стоимости правового значение для спора не имеет.
Довод кассационной жалобы об избрании обществом ненадлежащего способа защиты нарушенного права подлежит отклонению.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Поскольку общество является арендатором земельного участка и, соответственно, плательщиком арендных платежей, обращение в суд с настоящим иском обусловлено целью защиты права общества и согласуется с положениями вышеуказанной правовой нормы.
На момент подачи иска действующим законодательством еще не был предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора посредством обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в связи с чем обращение с настоящим иском в арбитражный суд свидетельствует об избрании обществом способа защиты нарушенного права в рамках законодательства.
Утверждение заявителей кассационной жалобы о том, что представленный обществом отчет об оценке не является надлежащим доказательством, неосновательно. Как установлено судом, отчет соответствует требованиям законодательства и подтверждает рыночную стоимость объекта оценки. Каких-либо мотивированных возражений против заявленной рыночной стоимости участвующие в деле лица не представили.
Мнение в жалобе о том, что общество оспаривает потенциальную цену продажи земельного участка отклоняется как несостоятельное. Обращение общества за судебной защитой не направлено на реализацию права на приватизацию земельного участка. Обстоятельства выкупа земли в рамках настоящего спора установлению не подлежат.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов судов двух инстанций и также подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2015 года по делу N А40-81481/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.